ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Сегодня наше общество столкнулось с такими социальными проблемами, которые 20-30 лет назад представлялись нам реалиями другого мира:

  1.  Детской безнадзорностью и рекетом;
  2.  Открытой агрессией и деструктивными конфликтами;
  3.  Токсикоманией и алкоголизмом;
  4.  Другими формами отклоняющегося поведения.

Так как в настоящее время востребована личность зрелая, самостоятельная, активная, свободная, способная ставить цели, достигать их и нести ответственность за свой выбор и результаты своей деятельности, умеющая решать нестандартные задачи, поэтому цель работы с несовершеннолетними заключается в поиске продуктивных методов и форм в работе как с обычными подростками по профилактике конфликтов, так и в работе с несовершеннолетними, демонстрирующими девиантное поведение или находящимися в конфликте с законом. Это обусловлено тем, что многие существующие методы уже потеряли свою новизну и как следствие – актуальность.

Поэтому наиболее востребовано в настоящее время применение инновационных технологий в работе с несовершеннолетними. Так что же такое инновация?

Инновация – это внедренное новшество, обладающее высокой эффективностью. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации в виде новых или отличных от предшествующих объектов.

Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов.

Понятие «интерактивные методы» («interactive» с англ.: «inter» означает «между», «меж»; «active» — от «act» – действовать, действие) можно перевести как методы взаимодействия участников между собой.

Под интерактивными методами понимают систему правил организации продуктивного взаимодействия несовершеннолетних между собой и со специалистом в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при которых происходит освоение нового опыта. Здесь можно выделить две группы методов:

  1.  Построенные на общении с компьютером и посредством компьютера;
  2.  Вторая группа – бескомпьютерные (непосредственно между людьми осуществляемое специально организованное взаимодействие, где акцентированы «технологические» моменты).

Более подробно хотелось бы остановиться на второй группе. Она включает в себя следующие методы:

  • Коллективного стимулирования творческих поисков – это метод мозгового штурма (который заключается в том, что для решения проблемы (задачи) несколько подростков могут учиться свободно обсуждать проблему, высказывать предположения о путях ее решения, не заботясь о грамотности или целеустремленности своих действий, высказывать как можно больше идей в непринужденной, неформальной обстановке);
  • Метод синектики (позволяет научиться формулировать проблемы, составляющие ее элементы, выделять главную цель поиска, искать аналогии решения задач самого разнообразного xapaктера), при этом формируется способность к синектическому мышлению: умению абстрагироваться, мысленно отделяться от предмета обсуждения; развиваются такие черты как склонность к раздумьям, фантазии, способность переключаться, отходить от навязчивых идей, умение слушать других, терпимо относиться к идеям, высказанным другими, привычка находить в обычном необычное и в необычном обычное, умело пользоваться аналогиями;
  • Методы группового решения творческих задач (к ним относится метод дневников: каждому члену группы раздаются карманные записные книжки, туда в течение, скажем, недели вписываются все возникающие по обсуждаемой проблеме идеи), нередко записи всех участников анализируются лидером группы с последующим обсуждением подготовленного материала на последнем заседании.

Есть еще один интересный метод. Это метод «6—6»: не менее 6 членов группы в течение 6 минут стараются сформулировать конкретные идеи, которые должны способствовать решению стоящей перед группой проблемы. Каждый участник на отдельном листе записывает свои соображения. Это делается в лаконичной форме. И после этого в группе организуется обсуждение всех подготовленных списков. В процессе обсуждения отсеиваются явно ошибочные мнения, уточняются спорные, группируются по определенным признакам все оставшиеся. Задача — отобрать несколько наиболее важных альтернатив, причем их количество должно быть меньше числа участников дискуссии. Несколько слов о формах работы с несовершеннолетними.

К наиболее эффективным формам обучения несовершеннолетних социально значимым навыкам относятся групповые тренинги.

Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.

Тренинг ассертивности или аффективно – ценностного обучения основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе тренинга также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.

Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях, это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы.

Ролевые игры. Например, ролевые игры могут использоваться для работы как со старшими, так и младшими подростками и позволяют осваивать и отрабатывать общие коммуникативные навыки (конструктивное общение, выбор и принятие решения, сопротивление внешнему давлению).

Ролевая игра предусматривает принятие участниками на себя определенных ролей, реализация которых требует от них дополнительных знаний, относящихся к принятой роли.

Деловые игры. Основной целью деловой игры является моделирование определенной управленческой, экономической, психологической, педагогической ситуации. Основные цели такой игры:

  •  Научить обмениваться информацией;
  •  Формировать умения аргументировать и отстаивать свои взгляды, свою точку зрения, проникаться идеями других людей, принимать коллективные решения.

Интересной формой является дискуссия. Дискуссия в переводе с лат. «discussion» означает исследование или разбор. Дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.

Доступной формой можно считать психологический театр, это открытая форма взаимодействия людей друг с другом, и человека с самим собой.

Психологический театр — это метод психотерапии, основанный на воспроизведении разнообразных сцен и значимых ситуаций из жизни в форме совместного творчества.

Театральные занятия помогают подросткам стать более выразительными, уверенными в себе, освоить навыки конструктивного общения, научиться отстаивать свою точку зрения. В ходе занятий ребята пробуют себя в новом качестве, общаясь и взаимодействуя между собой, проживают различные жизненные ситуации, осваивают азы сценарного мастерства, учатся быть гибкими и раскованными, эффективно избавляются от страха публичных выступлений и т.д.

Более сложной является проектно – исследовательская форма как образовательная технология, предполагающая решение исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которой реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования).

Есть еще и такая форма, как агитбригада – это творческий коллектив, выступающий по различной тематике и затрагивающий актуальные проблемы своего времени, который высмеивает отрицательные стороны нашей жизни и показывает положительные моменты. Цель агитбригады – пропаганда.

Интерактивность агитбригады в том, что исполнители постоянно обращаются к зрителям и ждут от них ответной реакции. Зритель – это партнер исполнителей в агитбригаде, соучастник происходящего на сцене.

В основе любой интерактивной формы работы лежит сценарий. Создание сценария и его воплощение – процесс творческий, требующий выдумки, фантазии, оригинальных приемов организации действия. Он должен обладать действенностью и зрелищностью, причем зрелище должно быть увлекательным, захватывающим.

Использование интерактивных форм и методов в работе с несовершеннолетними поможет в освоении подростками разнообразных социальных навыков и ролей, осознании ответственности за собственное благосостояние и состояние общества.

Белопольская А.И. –  ведущий специалист, методист

отдела развития социальных технологий