Портфолио (итал. portfolio — ‘портфель, папка для документов’ → англ. ) — собрание образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых услугах организации (фирмы) или специалиста.
Портфолио – это способ накопления, фиксирования, оценки индивидуальных достижений личности за определенный период времени. Основной смысл портфолио – показать все, на что вы способны.
Современный метод профессионального развития – метод «портфолио» – предназначен для того, чтобы систематизировать опыт и знания, накапливаемые специалистом, четко определять направления его развития, облегчить консультирование со стороны более квалифицированных специалистов, а также дать объективную оценку его профессионального уровня.
Портфолио позволяет специалисту проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.
Главное назначение портфолио – демонстрация наиболее значимых результатов практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, таких как реализованные проекты, участие в конкурсах, проведённые исследования.
Основные функции портфолио:
- Аналитическая – анализирует и обобщает работу специалиста;
- Накопительная – отражает достижения специалиста (грамоты, дипломы, удостоверения, сертификаты и т. д.) и раскрывает спектр выполненных творческих работ (проекты, исследования, сценарии мероприятий, библиографическая продукция, и т. п.);
- Модельная – отражает динамику профессионального развития, демонстрирует стиль работы, помогает спланировать деятельность;
- Развивающая – обеспечивает непрерывный процесс самообразования;
- Мотивационная – поощряет результаты деятельности;
- Рекомендательная – представляет личность при смене работы.
Создание портфолио – процесс творческий. В настоящее время не существует единых стандартов и требований к организации и оформлению портфолио специалиста, поэтому подходы к его построению могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей человека, который сам выбирает его вид и структуру, решает, какие документы и работы, в каком порядке в него включить. Важно, чтобы специалист проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал свои достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.
Портфолио может быть представлено как на бумажных носителях, так и в электронной версии. Если бумажный эквивалент портфолио предъявляется в виде папки с документами, то электронный в виде файлов на магнитном носителе. Электронное портфолио может быть создано в виде электронной презентации или личного сайта (online-портфолио). Первое в большей степени реализует принцип наглядности, второе обладает большей информативной наполняемостью.
Создание портфолио предполагает организацию поэтапной деятельности:
- Определение цели и мотивации создания;
- Разработка структуры;
- Сбор материалов;
- Формирование объема;
- Оформление;
- Презентация;
- Оценка материалов.
Примерная структура содержания комплексного портфолио.
Портфолио состоит из разделов, которые при необходимости можно совместить или, наоборот, раздробить. Их названия даны условно.
1. Титульный лист.
Включает:
- Название папки (например, “Творческое досье _____________”);
- Ф.И.О. автора;
- Должность;
- Название места работы;
- Адрес, рабочий телефон, e-mail;
- Содержание портфолио.
2. Визитная карточка.
Можно назвать и по-другому, например: “Общие сведения”, “Персональный блок” и т. п. В этом разделе раскрывается личность владельца портфолио, здесь можно разместить:
- Фотографию автора;
- Автобиографию;
- Цели и задачи деятельности;
- Документы об образовании;
- Общий трудовой стаж;
- Квалификационную категорию (если имеется);
- Профессиональные и личные интересы;
- Общественную деятельность.
3. Творческий коллектор.
( “Рабочие материалы”, “Методическая копилка” и т.д.). В разделе представлены лучшие материалы владельца портфолио, отражающие основные направления и виды деятельности. В него могут входить:
- Исследовательские работы;
- Программно-проектная деятельность;
- Индивидуальная форма работы;
- Коллективная или групповая форма работы (сценарии мероприятий, выставки, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий и т. п.);
- Справочно-информационная деятельность;
- Использование компьютерных технологий.
4. Образовательный блок.
(“Карта профессионального роста”, “Индивидуальная образовательная карта”). Здесь отражаются:
- Документы о повышении квалификации (удостоверения об окончании курсов);
- Результаты итоговой аттестации, тестирования (если имеются);
- Работа в методических объединениях;
- Участие в образовательных мероприятиях (семинарах, конференциях, круглых столах и т. д.);
- Участие в профессиональных и творческих конкурсах;
- Публикации и выступления в СМИ;
- Работа по обобщению и распространению опыта (создание информационных листков, методических пособий).
5. Личные достижения.
(“Портфолио документов”, “Мои достижения”). Представляет собой портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных достижений с целью повышения значимости автора портфолио и отражения его успехов в поощрениях и наградах. Здесь могут быть представлены:
- Копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
- Гранты, сертификаты, свидетельства;
- Грамоты;
- Благодарственные письма;
- Дипломы различных конкурсов;
- Другие награды по усмотрению автора.
6. Портфель отзывов включает:
- Отзывы о работе (коллег, воспитанников, руководителей разных уровней);
- Оценки результатов труда;
- Рецензии на авторские материалы, тексты заключений;
- Рекомендательные письма;
- Статьи об авторе портфолио.
7. Авторская самооценка.
Предполагает размышления автора портфолио над интеграцией своего профессионального опыта и поиском оптимальных путей развития собственной деятельности. Данный раздел может содержать:
- Размышления автора по поводу своей сферы работы;
- Самоанализ работы;
- Коррекцию собственной деятельности;
- Стратегию профессионального развития.
Практическая значимость портфолио.
Портфолио может понадобиться специалисту для следующих целей:
- Аттестации (портфолио при этом – предмет экспертизы);
- Лицензирования, аттестации, аккредитации учреждения;
- Систематизации и анализа деятельности специалиста;
- Участия в конкурсах и получения гранта;
- Для назначения стимулирующих выплат, денежного вознаграждения в качестве стимулирующего фактора.
Основные ошибки при работе с портфолио:
- Включение в портфолио всех собранных документов и материалов. На первый взгляд, такое желание не противоречит идее портфолио, которое рассматривается как папка достижений, но не следует буквально воспринимать это, представляя портфолио своеобразным сундуком, в котором собрано все, что может продемонстрировать работник.
- Подмена идеи портфолио традиционными схемами (характеристикой администрации или методического совета и т. п.).
- Завышенные требования к внешнему оформлению и т. д.
- Использование трудно читаемого шрифта.
Портфолио завоевывает все большую популярность, и становится необходимым для специалистов, повышающих свой профессиональный уровень. Использование технологии портфолио поможет руководству учреждения целенаправленно и системно осуществлять мониторинг профессионального роста сотрудников, иметь полную информацию о результатах деятельности работников, объективно оценивать профессиональный уровень специалистов, поддержать стимулирующими выплатами их мотивацию к саморазвитию, выявлять ценный опыт для распространения, способствовать концептуальной стратегии развития учреждения.
Чеченина Н.В. – ведущий специалист, методист
отдела развития социальных технологий