СЦЕНАРИЙ КАК ВИД ПРИКЛАДНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Прикладная методическая продукция – это вспомогательный материал, дополняющий и более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции.

     К прикладной методической продукции относят сценарий, тематическую подборку материалов, картотеку, методическую тему, деловую игру, диаграмму, график, картотеку, каталог, плакат, сборник упражнений, тематическую папку и другое.

Сценарий (итал. scenario, от лат. scaena – сцена)— первоначально краткое изложение событий, свершающихся по ходу действия в спектакле, краткая сюжетная схема театрального представления, спектакля, самый распространенный вид прикладной методической продукции.

Сценарий – это конспективная, подробная запись праздника, любого дела, предназначенного для постановки на сценической площадке, на основе которого создаются театрализованное представление, праздник, массовое зрелище, игровая или какая-либо иная программа. Он имеет как общие черты, сходные с драматургическими произведениями театра, кино, радио, телевидения, так и особенные, присущие формам культурно-досуговых программ. Создание сценария – это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического произведения.

Любой сценарий начинается с идеи, и чем она интересней, тем больший потенциал содержит ваш будущий сценарий.

Тема и идея составляют идейно-тематический план замысла культурно-досуговой программы.

Тема – это круг явлений, отобранных и освещенных автором.

Идея – это основной вывод, мысль, оценка изображаемых событий.

Идея всегда формулируется очень лаконично, даже афористично. Именно четко сформулированная идея зачастую может быть вынесена автором в название.

Следующим шагом является продумывание композиции сценария – организации действия и соответствующее расположение материала.

В сценарии дословно приводятся слова ведущих, актеров, тексты песен. Как правило, сценарий снабжен ремарками и методическими советами, что дает возможность использовать сценарий не «буква в букву», а разрабатывать собственные варианты, не повторять возможных ошибок.

В ремарках даются сценические указания, каким должно быть художественное оформление, как выставляется световая партитура, как осуществляется движение участников на сцене и т.д.

Чтобы со сценарием легче было работать, текстовый материал размещают ближе к правой стороне листа, а сценические ремарки – к левой. Описание действия начинается слева, без отступа. Его задача – лаконично обрисовать обстоятельства, при которых происходит действие, в первую очередь, пространство. Любое действие в сценарии пишется в настоящем времени.

Ремарки должны состоять не более чем из 3-х слов и занимать только одну строку. В подавляющем большинстве случаев ремарки лучше заменять описанием действия.

Примерная схема сценария:

  •  Название дела, праздника;
  •  Адресат;
  •  Цели и задачи дела, праздника;
  •  Действующие лица, участники;
  •  Текст сценария;
  •  Использованная литература;
  •  Автор сценария, год.

 

При написании сценария может использоваться тематическая подборка с накопленным материалом для написания сценариев. Это может быть подборка стихов, песен, игр, цитат, поговорок, фотографий, рисунков и т.д. на одну определенную тему.

Сценарий может содержать устойчивые элементы, являющиеся основой формы праздничного действия:

 

  •  Церемониал – торжественная церемония, яркий праздник (открытие, закрытие, награждение, вручение дипломов, грамот, призов участникам). Организаторам праздников необходимо четко соблюдать правила и условности, на которых строится церемония: подбор и распределение музыки, общий стиль формирования (расстановка участников как элемент стиля, интонация, речь, темп);
  •  Театрализация – драматическое действие, представление. Основные условия театрализации – это наличие драматургии, сюжетного хода, игровых ролей;
  •  Возможность общения – организаторы стремятся устроить все так, чтобы у приглашенных людей была возможность поговорить друг с другом до начала и по окончании торжественной части праздника;
  •  Атмосфера приподнятости, возбуждения – одновременно является условием и результатом успешного воплощения сценарного замысла. Особенностью праздничной атмосферы является то, что праздник всеми участниками переживается на уровнях: «с собой», «с другими/всеми участниками», «через рассказ».

 

Мероприятие, организованное и проведенное по сценарию, производит впечатление ясного и завершенного целого.

Опытный организатор, сценарист и постановщик использует как минимум четыре главных метода подбора, отбора и обработки материала для сценария и его воплощения:

  1.  Метод компиляции – самый распространенный в практике организаторов и сценаристов. Латинское слово “компиляре” означает в переводе “грабить”. Зачастую компилируется сценарий из чьей-то идеи, на которую набран свой материал, или, наоборот, придуманы и идея, и ход, и многое другое, но материал заимствуется из книг, материалов разных авторов и т.д. Процесс является творческим и в результате компилятивной или частично компилятивной работы рождается неповторимое произведение для конкретной аудитории.
  2.  Метод инсценирования. Методом инсценирования организаторы театрализованного досуга пользуются весьма часто. Инсценируются для ребят сказки, басни, рассказы как для отдельного показа, так и для включения небольших инсценированных фрагментов в концерты, вечера, конкурсно-игровые программы и т.д.
  3.  Метод творческого монтажа разнородного материала. Монтаж — это сборка, стыковка друг с другом песен, танцев, документов, выступлений реальных героев и многого другого, что составляет собственно ткань сценария. От того, насколько умело стыкуется, присоединяется один фрагмент к другому, интереснее становится все действие в целом. Приемы монтажа нужно знать и не бояться ими пользоваться. Мастерство придет со временем, но важно начать их осваивать в своей творческой практике, тогда у каждого организатора накопятся свои навыки.
  4.  Драматургический метод. Этот метод предполагает практически полную авторскую работу сценариста. Подобранный и осмысленный им по-своему материал он решает наделить сюжетом, выстроить его по всем правилам драматургии, и чаще всего такие работы становятся пьесами для ребят, театрализованными представлениями или другими формами, в которых присутствует сюжет.

Сценаристу необходимо найти способ пробудить у зрителя активное восприятие действия. К элементам активизаций относятся: прямое обращение к аудитории, коллективное исполнение песен, осуществление различных гражданских ритуалов, вынос знамен, вопросы из аудитории и т.д. Одним из способов импровизации является внесение в сценарий элемента игры, в которую при умелом подходе организаторов программы включаются и дети, и взрослые. Успешное воплощение в жизнь принципа документальности, удачное использование местного художественного и публицистического материала создают возможность импровизации в массовых действиях, которая пробуждает инициативу людей, создает атмосферу творчества и непринужденного общения и как бы снимает барьер между зрительным залом и сценой.

Список используемых источников:
1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей; издательство «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001г.

2. Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование: методическая служба. Практическое пособие для руководителей ОУ ДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию, педагогов дополнительного образования; издательство «Учитель», 2005г.

3. Опарина Н., Создание сценария и его воплощение. – “Детский театральный журнал”, № 1, 2011 г.

4. Шароев И.Г. Методика создания сценария для культурно-досуговой программы. – М.: Просвещение.- 2001 г.

5. Генкин Д.М. Массовые праздники.- М.,1975 г.

6. http://gov.cap.ru

 Чеченина Н.В. – ведущий специалист,

методист отдела развития социальных технологий