Прикладная методическая продукция – это вспомогательный материал, дополняющий и более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции.
К прикладной методической продукции относят сценарий, тематическую подборку материалов, картотеку, методическую тему, деловую игру, диаграмму, график, картотеку, каталог, плакат, сборник упражнений, тематическую папку и другое.
Сценарий (итал. scenario, от лат. scaena – сцена)— первоначально краткое изложение событий, свершающихся по ходу действия в спектакле, краткая сюжетная схема театрального представления, спектакля, самый распространенный вид прикладной методической продукции.
Сценарий – это конспективная, подробная запись праздника, любого дела, предназначенного для постановки на сценической площадке, на основе которого создаются театрализованное представление, праздник, массовое зрелище, игровая или какая-либо иная программа. Он имеет как общие черты, сходные с драматургическими произведениями театра, кино, радио, телевидения, так и особенные, присущие формам культурно-досуговых программ. Создание сценария – это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического произведения.
Любой сценарий начинается с идеи, и чем она интересней, тем больший потенциал содержит ваш будущий сценарий.
Тема и идея составляют идейно-тематический план замысла культурно-досуговой программы.
Тема – это круг явлений, отобранных и освещенных автором.
Идея – это основной вывод, мысль, оценка изображаемых событий.
Идея всегда формулируется очень лаконично, даже афористично. Именно четко сформулированная идея зачастую может быть вынесена автором в название.
Следующим шагом является продумывание композиции сценария – организации действия и соответствующее расположение материала.
В сценарии дословно приводятся слова ведущих, актеров, тексты песен. Как правило, сценарий снабжен ремарками и методическими советами, что дает возможность использовать сценарий не «буква в букву», а разрабатывать собственные варианты, не повторять возможных ошибок.
В ремарках даются сценические указания, каким должно быть художественное оформление, как выставляется световая партитура, как осуществляется движение участников на сцене и т.д.
Чтобы со сценарием легче было работать, текстовый материал размещают ближе к правой стороне листа, а сценические ремарки – к левой. Описание действия начинается слева, без отступа. Его задача – лаконично обрисовать обстоятельства, при которых происходит действие, в первую очередь, пространство. Любое действие в сценарии пишется в настоящем времени.
Ремарки должны состоять не более чем из 3-х слов и занимать только одну строку. В подавляющем большинстве случаев ремарки лучше заменять описанием действия.
Примерная схема сценария:
- Название дела, праздника;
- Адресат;
- Цели и задачи дела, праздника;
- Действующие лица, участники;
- Текст сценария;
- Использованная литература;
- Автор сценария, год.
При написании сценария может использоваться тематическая подборка с накопленным материалом для написания сценариев. Это может быть подборка стихов, песен, игр, цитат, поговорок, фотографий, рисунков и т.д. на одну определенную тему.
Сценарий может содержать устойчивые элементы, являющиеся основой формы праздничного действия:
- Церемониал – торжественная церемония, яркий праздник (открытие, закрытие, награждение, вручение дипломов, грамот, призов участникам). Организаторам праздников необходимо четко соблюдать правила и условности, на которых строится церемония: подбор и распределение музыки, общий стиль формирования (расстановка участников как элемент стиля, интонация, речь, темп);
- Театрализация – драматическое действие, представление. Основные условия театрализации – это наличие драматургии, сюжетного хода, игровых ролей;
- Возможность общения – организаторы стремятся устроить все так, чтобы у приглашенных людей была возможность поговорить друг с другом до начала и по окончании торжественной части праздника;
- Атмосфера приподнятости, возбуждения – одновременно является условием и результатом успешного воплощения сценарного замысла. Особенностью праздничной атмосферы является то, что праздник всеми участниками переживается на уровнях: «с собой», «с другими/всеми участниками», «через рассказ».
Мероприятие, организованное и проведенное по сценарию, производит впечатление ясного и завершенного целого.
Опытный организатор, сценарист и постановщик использует как минимум четыре главных метода подбора, отбора и обработки материала для сценария и его воплощения:
- Метод компиляции – самый распространенный в практике организаторов и сценаристов. Латинское слово “компиляре” означает в переводе “грабить”. Зачастую компилируется сценарий из чьей-то идеи, на которую набран свой материал, или, наоборот, придуманы и идея, и ход, и многое другое, но материал заимствуется из книг, материалов разных авторов и т.д. Процесс является творческим и в результате компилятивной или частично компилятивной работы рождается неповторимое произведение для конкретной аудитории.
- Метод инсценирования. Методом инсценирования организаторы театрализованного досуга пользуются весьма часто. Инсценируются для ребят сказки, басни, рассказы как для отдельного показа, так и для включения небольших инсценированных фрагментов в концерты, вечера, конкурсно-игровые программы и т.д.
- Метод творческого монтажа разнородного материала. Монтаж — это сборка, стыковка друг с другом песен, танцев, документов, выступлений реальных героев и многого другого, что составляет собственно ткань сценария. От того, насколько умело стыкуется, присоединяется один фрагмент к другому, интереснее становится все действие в целом. Приемы монтажа нужно знать и не бояться ими пользоваться. Мастерство придет со временем, но важно начать их осваивать в своей творческой практике, тогда у каждого организатора накопятся свои навыки.
- Драматургический метод. Этот метод предполагает практически полную авторскую работу сценариста. Подобранный и осмысленный им по-своему материал он решает наделить сюжетом, выстроить его по всем правилам драматургии, и чаще всего такие работы становятся пьесами для ребят, театрализованными представлениями или другими формами, в которых присутствует сюжет.
Сценаристу необходимо найти способ пробудить у зрителя активное восприятие действия. К элементам активизаций относятся: прямое обращение к аудитории, коллективное исполнение песен, осуществление различных гражданских ритуалов, вынос знамен, вопросы из аудитории и т.д. Одним из способов импровизации является внесение в сценарий элемента игры, в которую при умелом подходе организаторов программы включаются и дети, и взрослые. Успешное воплощение в жизнь принципа документальности, удачное использование местного художественного и публицистического материала создают возможность импровизации в массовых действиях, которая пробуждает инициативу людей, создает атмосферу творчества и непринужденного общения и как бы снимает барьер между зрительным залом и сценой.
1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей; издательство «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001г.
2. Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование: методическая служба. Практическое пособие для руководителей ОУ ДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию, педагогов дополнительного образования; издательство «Учитель», 2005г.
3. Опарина Н., Создание сценария и его воплощение. – “Детский театральный журнал”, № 1, 2011 г.
4. Шароев И.Г. Методика создания сценария для культурно-досуговой программы. – М.: Просвещение.- 2001 г.
5. Генкин Д.М. Массовые праздники.- М.,1975 г.
6. http://gov.cap.ru
Чеченина Н.В. – ведущий специалист,
методист отдела развития социальных технологий