ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Общение с людьми – важная часть нашей жизни. Благодаря умению четко выражать свои мысли и слушать мы можем не только добиться карьерных успехов, но и наладить отношения с семьей и обрести друзей. Большинство конфликтов и даже разводов в паре вызвано не непреодолимыми противоречиями, а неумением договариваться. Умение общаться – ключ к успеху во всех областях жизни. Например, Стив Джобс – один из основателей, председатель совета директоров и CEO корпорацииApple. Известен своими речами не менее, чем инновационными компьютерными разработками.

«Общаться» и «говорить» – это не одно и то же. Общение – это сложный процесс, который состоит как из вербальной коммуникации (того, что мы говорим), и невербальной (то, как мы это делаем). Невербальная коммуникация гораздо важнее – наибольшее влияние на собеседника производит не смысл наших слов, а звук и тембр голоса, поза, взгляд, мимика, жесты. И,  самое главное, это те наши мысли и чувства, которые находятся в нашем подсознании. Это страх отвержения, отказа, застенчивость, страх сказать глупость или быть неправильно понятым, боязнь высказывать свое мнение, низкая самооценка и даже проблемы с дикцией. Нередко их корни уходят в далекое прошлое – в детство или отрочество. Став взрослыми, мы забываем те неприятные моменты, которые заронили в нас семя неуверенности, однако они продолжают влиять на наше поведение и во взрослой жизни оборачиваются серьезными коммуникационными сложностями.

Чтобы выявить и устранить причину затруднений в общении, необходима работа с психологом. Но первый и самый главный шаг – признание того, что проблема существует, и желание решить ее. Полезный совет: если человек боится говорить с людьми, можно начать с телефонных разговоров. Можно обратиться на телефон доверия 8-800-2000-122.

Общение с людьми – это искусство. Чтобы овладеть им, необходимо знать много тонкостей и обладать особыми навыками. Что поможет раскрыть коммуникативные способности? Это наблюдательность, память, широкий кругозор, чуткость, постоянная тренировка навыков общения.

Исследователи из Оксфорда выяснили, что в среднем каждый человек регулярно общается с 20 людьми – это друзья и приятели, члены семьи, коллеги и соседи. Только благодаря сотрудничеству с другими людьми человек обретает новые идеи и движется вперед. Без общения человек заболевает странной болезнью, которую можно назвать «сенсорный голод» –  это дефицит впечатлений, информации, эмоций.

Правило № 1. Искренне интересуйтесь другими.

Все мы считаем себя уникальными и хотим быть интересными окружающим. Вспомните свой опыт общения – мы всегда охотнее разговариваем не с теми, кто говорит умные вещи, а с теми, кто дает нам понять, что мы сами интересны.

Правило № 2. Улыбайтесь.

Во время психологических исследований было доказано, что улыбающиеся люди кажутся нам в целом более привлекательными. Мы склонны приписывать им лучшие человеческие качества. Улыбка показывает собеседнику, что общение с ним – это радость и удовольствие.

Правило № 3. Помните, что собственное имя – самое приятное слово для любого человека.

Называя человека по имени, мы делаем ему самый простой и естественный комплимент. Имя для нас выражает индивидуальность. Именно поэтому многие люди так раздражаются, когда кто-то коверкает их имя или употребляет форму, которая им не по душе.

Правило № 4. Умейте слушать.

Мало кто умеет действительно слушать собеседника – чаще всего, особенно в пылу спора, мы просто дожидаемся своей очереди высказаться, не вникая в то, что нам пытаются донести. А ведь демонстрация внимания – мощный инструмент воздействия. Слушайте человека, задавайте ему дополнительные вопросы и не скрывайте своих эмоций, если услышите что-то новое или удивительное. А если вы запомните высказывания, которые самому собеседнику показались удачными, и невзначай используете их в следующем разговоре, он будет просто покорен.

Правило № 5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

Если вы нащупаете ту тему, которая волнует вашего собеседника, вы расположите его к себе. Это касается и делового общения, и обычных приятельских разговоров. Даже если тема кажется вам не особенно важной, не закрывайтесь – попробуйте вслушаться и выяснить что-то ценное для себя.

Правило № 6. Искренне демонстрируйте собеседнику его значимость.

Возможно, это самая сложная часть психологии общения. Люди чувствуют фальшь, и даже те, кто любит лесть во всех формах, поймут, что ваш восторг будет наигранный. Ищите в каждом то, что действительно кажется вам достойным восхищения, и честно хвалите эти черты характера.

Удачи вам! Раскройте же в себе радость общения!

Список используемой литературы

  1. ГрушевицкаяВ.Д., Попков А.Л.  Основы межкультурной коммуникации. М.: ЮНИТИ-ДАНА ,2003.
  2. КонецкаяВ.П. Социология коммуникации. М., Международный университет бизнеса и управления, 1997.
  3. Леонтьев А. А. Психология общения.Тарту, 1976.
  4. Ричард Г.Гестерланд. Кросс-культурное поведение в бизнесе. Дн.: Баланс-Клуб, 2003.
  5. ФальковаЕ.Г. Межкультурная коммуникация в основных понятиях и определениях: Методическое пособие. – СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007

Интернет ресурсы

https://www.kp.ru

Ведущий специалист, психолог
отдела консультативно-психологической помощи по телефону
А.Л. Маркарян