НЕТ, Я НЕ ЭТОТ, Я – ДРУГОЙ… О СТРАННОМ СПОСОБЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ СЕБЯ

Подростковый возраст – это время переживания кризиса, время повышения собственной самооценки. Актуальными становятся проблемы зависимости и независимости, самоутверждения и подчинения, эротики и сексуальности.

Подросток еще не ушел от детства, от игры, он испытывает потребность в игровых видах деятельности, но, стесняясь своей «детскости», – он стесняется и игры. Своеобразным механизмом защиты игры от самого себя выступает потребность в романтике, в приключениях, в ярких и эмоциональных событиях.

Что стоит подчеркнуть особо – нормальное развитие подростка без событийно-эмоционального ряда жизнедеятельности практически невозможно.

Подростковый кризис, сопровождающий переход от детства ко взрослой жизни, проходит наиболее остро, так как в этом возрасте дети впервые начинают создавать свой образ «Я», не имея при этом возможности соотнести его с уже сформировавшимся представлением о себе, как это могут в последующих кризисных ситуациях делать взрослые. Главной особенностью и основным новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости.

Подросток пытается походить на взрослого внешне, пользоваться правами и привилегиями взрослых, приобщаться к их деятельности, пользоваться их умениями и навыками. При этом подросток требует, чтобы с ним общались как со взрослым. Если этого не происходит, он начинает протестовать против действий со стороны взрослых: проявлять строптивость, непослушание, приспособленчество.

Подросток считает себя взрослым, оставаясь по своим реальным силам ребенком. «Я взрослый, а поэтому взрослым не доверяю», – таково одно из наиболее символичных утверждений, отражающих, как в зеркале, ключевое противоречие подросткового возраста.

Из этого противоречия естественным образом вытекает ряд других. Подросток больше всего хочет входить в ту или иную группу, считаться ее полноправным членом, жить по ее законам. Но именно подростковые группы наиболее замкнуты и трудно принимают в себя новичков, что часто создает особое пространство одиночества вокруг подростка с трудностями в общении.

Для подросткового возраста часто характерным является определенное отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. Такое поведение имеет глубокий психологический смысл. Чтобы лучше понять себя, необходимо сравнивать себя с подобными. Для подростка характерно стремление отстаивать свое право на индивидуальность, уникальность, при этом, как ни странно, он хочет одновременно быть «ни на кого не похожим» и «быть как все». Подростки должны подтвердить себе и другим свой собственный статус самостоятельного человека. Они должны привыкнуть к тому, что теперь их жизнь гораздо более сложна и беспокойна. Они не могут уже так, как в детстве, опираться на социальный престиж родителей. Они не уверены в том, что им удастся справиться с трудностями взрослой жизни.

Дилемму переходного состояния подростка можно сформулировать следующим образом: в первую очередь он стремится стать взрослым и лишь во вторую – остаться подростком: «Я не этот, я – другой!». Такая амбивалентность особенно свойственна подросткам, которые часто сталкиваются с жизненными трудностями.

Реальная жизнь ставит подростка перед необходимостью решать ряд задач:

  1. Он должен уметь формулировать жизненные цели и стремиться к ним.
  2. Ему нужно научиться самостоятельно принимать решения, стать более независимым; становиться все более уверенным в себе, осознавая и оценивая свой личностный потенциал.
  3. Нужно заслужить авторитет среди сверстников и значимых взрослых.
  4. Необходимо учиться адекватно воспринимать критику и быть критичным по отношению к себе.
  5. В своих действиях он должен научиться руководствоваться собственным мнением и собственной ответственностью.

Все взрослые, которые общаются и работают с подростками, должны четко представлять, что процессы развития у них происходят не сами по себе, а под влиянием требований значимых близких и людей из социального окружения.

Чтобы «соответствовать» этим требованиям, подросток, как это не парадоксально, должен снизить для себя значимость родителей и ослабить внутренние связи с ними. Новые ориентиры он находит вне семьи: в школе, среди одноклассников и учителей, среди сверстников, с которыми он общается в свободное время. При этом происходит своеобразная «примерка» жизненных норм, которые он перенял у родителей, проверка их применимости в реальности. В дальнейшем подросток либо отказывается от них, либо видоизменяет или расширяет их.

Другим значимым учреждением, прививающим подросткам определенные жизненные взгляды, систему ценностей и образ поведения, является школа. Она содействует интеллектуальному и личностному развитию подростков, при этом она помогает подросткам на этапе ослабления их внутренних связей с родителями. Будучи источником новых знаний и умений, новых способов решения проблем, школа «подрывает монополию» родителей на всезнание и истину. В распоряжении подростка появляется посторонний взрослый – учитель, которого подросток может любить или ненавидеть, который может стать для него примером для подражания или, наоборот, отвержения.

Школа выполняет еще одну психологическую функцию: она предоставляет подростку своеобразную площадку для тренировки воли. В редчайших случаях подростки играючи проходят институт школы; как правило, они должны приложить усилия, чтобы вписаться в конкретную школу с ее традициями, нормами и правилами, чтобы получать знания
и умения. Они вынуждены общаться с разными людьми, в том числе и с теми, кто им несимпатичен, а иногда и просто противен. Таким образом, школа – это своеобразный «трамплин» от промежуточного статуса подростка к статусу взрослого, обладающего экономической и социальной самостоятельностью.

В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии. В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния. Практика показывает, что серьезные проблемы возникают у подростка, не способного к взаимодействию, ему трудно выйти из многих ситуаций, он боится обратиться за помощью, так как просто не умеет общаться, и только в тренинговой группе, чувствуя себя принятым и активно принимающим других, подросток пользуется полным доверием и не боится доверять сам.

Поэтому специалистам для формирования навыка самопознания у подростков (от осознания своего «Я» до привычки самоконтроля и целевым установкам улучшения себя), рекомендуется использовать технологии тренинга.

Н.А. Тагирова,
ведущий специалист, психолог,
отдела консультативно-психологической
помощи по телефону

Список использованной литературы 

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб, 1998. – 379 с.
  2. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. –М: Просвещение, 1991. – 224 с.
  3. Райс Ф. Психология подросткового и юношеском возраста. – СПб: Питер, 2000. –
    624 с.

Интернет-ресурсы

  1. http://hacklive.ru/7-sposobov-spravitsya-s-problemami/