«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

«Подводные камни делового общения» – это обстоятельства, которые невидны или незаметны, но существенно влияют на исход дела.

Исходя из вышесказанного, можно определить, что следует делать, чтобы избежать негативных обстоятельств, влияющих на исход разговора.

Прежде всего, хочется напомнить, что умение общаться делает человека почти всемогущим. Для коммуникабельных людей открыты все двери, им рады, по отношению к ним окружающие настроены более доброжелательно.

Поэтому говоря о том, как избежать «подводных камней» делового общения, необходимо учитывать особенности данного вида коммуникации.

Важно также знать, что это процесс взаимодействия между людьми, при котором осуществляется обмен информацией, касающейся деловых задач. Он способствует достижению определенного результата в совместной деятельности, поэтому навыки успешного делового общения и понимание особенностей личности собеседника, его интересов необходимы.

Следует считать определяющим фактором то, что каждый в процессе диалога выступает как значимая личность, поэтому первостепенная задача делового общения – продуктивное и эффективное сотрудничество.

Чтобы получить желаемый результат, необходимо помнить о соблюдении правил построения речевого взаимодействия:

1. Рациональность. В ходе общения необходимо вести себя сдержанно, даже в том случае, если партнер проявляет эмоции. Почему? Во-первых, неконтролируемые эмоции всегда отрицательно сказываются на решении. Во-вторых, существует психологическое правило, которое гласит: «В дискуссии побеждает тот, кто более спокоен». Спокойствие и рациональность — лучший ответ на всплеск эмоций со стороны партнера.

2. Понимание. Постарайтесь понять собеседника. Ведь он(а) пытается объяснить вам свою позицию, довести до вас свое мнение. Но из-за вашего невнимания к его точке зрения не может достичь цели. А это вызывает раздражение и может привести к тому, что собеседник не поймет вашу позицию. Помните: прежде чем влиять на позицию партнера по общению (а изменить ее в нужном направлении – ваша цель), следует ее понять.

3. Внимание. Установлено, что в процессе беседы уровень концентрации внимания колеблется. И это происходит даже тогда, когда отсутствуют отвлекающие факторы. Концентрация внимания на протяжении беседы неодинакова. Психика человека устроена таким образом, что в процессе получения информации ему время от времени требуются перерывы, потому что внимание непроизвольно рассеивается и ваш собеседник на несколько минут как бы «выпадает», выключается из разговора. В такие моменты следует вербально или невербально заинтересовать его, восстановить разорванный контакт.

4. Достоверность. В беседе не следует давать ложную информацию даже тогда, когда это делает собеседник. Иначе тактический выигрыш (а он иногда бывает) может обернуться стратегическим поражением.

5. Разграничение. Установление границы между собеседником и предметом разговора — очень важный психологический принцип. В процессе общения мы зачастую отождествляем то, что говорит партнер, с ним самим (его личностными качествами) или даже с нашим отношением к нему. Приятная информация, сообщенная неприятным собеседником, теряет половину своей привлекательности. Наше личное отношение к человеку, которого мы недолюбливаем, часто затрудняет объективную оценку информации, им сообщаемой. Чтобы этого избежать, обращайте внимание прежде всего на то, что именно вам сообщается, а не на то, кто и как сообщает. Короче говоря, отделение фактов от мнений (оценок), а мнений от эмоций является принципом построения конструктивной беседы.

Используя данные правила деловой беседы, можно достичь желаемого результата, то есть конструктивизма в общении, и избежать обстоятельств, а именно «подводных камней» делового общения.

 

М.Н. Нестерова, главный специалист

отдела повышения квалификации