«СЕКРЕТНЫЙ МИР ДЕТЕЙ В ПРОСТРАНСТВЕ МИРА ВЗРОСЛЫХ»

Удивительно, фольклористы, этнографы, культурологи могут многое рассказать о моделях мира древних египтян и ацтеков, австралийских аборигенов и народов Сибири. Вопрос же о том, как и кем формируется и что представляет собой модель мира современных детей менее неизвестен, чем модель мира алеутских эскимосов.

Можно выделить три главных фактора, определяющих формирование модели мира ребенка.
Первый – это влияние «взрослой» культуры, активными проводниками которой являются прежде всего родители, а затем и другие воспитатели.
Второй – это личные усилия самого ребенка, проявляющиеся в разных видах его интеллектуально-творческой деятельности.
Третий – это воздействие детской субкультуры, традиции которой передаются из поколения в поколение детей и чрезвычайно значимы в возрасте между пятью и двенадцатью годами для понимания того, как освоить мир вокруг.

Модель мира любого человека, даже маленького ребенка, доступна для внешнего восприятия только при том условии, что она каким-то образом воплощена, материализована, например в виде рассказа, рисунка, поступка и т. п. Анализируя их, опытный наблюдатель с определенной степенью достоверности может реконструировать внутреннее содержание душевной жизни ребенка, в частности выяснить некоторые особенности его картины мира.

Если же взрослый хочет приобщить ребенка к определенной системе мировоззренческих принципов, а значит, и определенной модели мироустройства, то он обязательно должен воплотить ее в виде словесного, изобразительного или поведенческого текста (рассказа, песни, басни, картины, модели поведения и т. д.), который максимально легко и полно может быть усвоен малышом.

Народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней. Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в работе с детьми необходимо обращаться к игре, дидактической и народной.

В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются качества, необходимые для будущего школьника: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.

В ходе социализации ребенок испытывает множество явных и неявных направляющих воздействий со стороны взрослых. Это системы запретов и поощрений, выражающихся не только через язык.

Несмотря на всю активность и кажущуюся самодостаточность, которую проявляют дети в процессе освоения пространства окружающего мира, ни в коем случае нельзя сказать, что в этом деле они вполне могут обойтись без взрослых.

Однако чрезвычайно важно, чтобы взрослый научился отличать ситуации, не требующие его вмешательства, от тех, где его вклад нужен и важен. Как и в большинстве других случаев, все зависит от степени осознания взрослым своей роли и правильности постановки задач. Как же следует родителям себя вести, чтобы избежать нарушения системы запретов?

  1. Поменьше «нельзя», побольше «можно». Дети любят действовать и с трудом переносят бездействие. Они гораздо лучше реагируют на просьбу сделать что-то, чем на требование не делать того или иного.
  2. Давайте вразумительные указания. Но даже и правильно построенные просьбы не помогут вам, если смысл их расплывчатый. «Веди себя хорошо!». А как хорошо непонятно. Всегда объясняйте ребенку, почему что-то нельзя делать. Исключение из этого правила лишь одно – чрезвычайные обстоятельства, когда вы не можете тратить время на объяснения.
  3. Оставьте запреты для особых случаев. «Нельзя» нужно употреблять только в тех случаях, когда вы хотите раз и навсегда запретить ребенку делать что-то определенное. «Нельзя перебивать меня, когда я с кем-то разговариваю!» – запрет бессмысленный. Ведь во многих случаях ребенок должен прервать ваш разговор, допустим, он захочет предупредить вас, что вода в кастрюле закипела. Так что лучше сформулировать то же самое иначе: «Подожди, пока мы закончим наш разговор», – или как-либо.
  4. Верьте ребенку, что он не хочет сделать что-то дурное. Ребенок, возможно, не будет сильно задумываться о том, что он должен делать, а что нет, если он постоянно ощущает у себя за спиной присутствие родителей, готовых исправить его ошибки или дать хороший совет. Поэтому лучше дать ребенку возможность почувствовать ответственность за собственное поведение, показать ему, что по вашим представлениям с этим он вполне справится.
  5. Полезно время от времени напоминать ребенку, что все могут иногда ошибаться.

В чем же состоит действительная необходимость и ценность вклада взрослого?

Помощь взрослого необходима тогда, когда дети сталкиваются с проблемами, для решения которых у них недостает ресурсов или если эти проблемы находятся вне компетенции детей.

Если любовь к миру и уважение к жизни присутствуют в душе самого взрослого, то это и будет главным залогом его успеха в качестве воспитателя, мудрого спутника и проводника ребенка в большой мир.

 

Список источников:

  1. М.В. Осорина Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 1999.
  2. Гарбузов В.И. // От младенчества до отрочества // Ленинград, 1991.
  3. Джоан Фримен // Ваш умный ребенок // М., 2002.
  4. Тихомирова Л.Ф. // Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов // Ярославль, 1997.
Начальник отдела
консультативно-психологической помощи по телефону
Н.С. Белая