ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА. СВЕТ, СУМЕРКИ И НОЧЬ ДУШИ

Среди многообразных качеств человеческого сознания наиболее интригующей и загадочной является его способность к творчеству – к приобретению принципиально нового знания о человеке, окружающем его мире и способах его преобразования, знания, которым не располагали предшествующие поколения, которое надо добыть, а не получить в готовом виде от своих предшественников и современников.

Творчество определяется как деятельность человека, направленная на создание новых материальных и духовных ценностей, обладающих новизной и общественной значимостью, то есть результат творчества – это что-то новое, до этого еще не существующее.

Психология творчества – один из самых трудных разделов психологии, который включает в себя психологические исследования в области научных открытий, изобретений, создания произведений искусства, открытие творческого потенциала человека.

В числе свойств, отличающих творческую личность, выделяют следующие:

1.         Перцептивные особенности (необыкновенная напряженность внимания, восприимчивость, впечатлительность), интеллектуальные особенности (интуиция, фантазия, выдумка, дар предвидения, обширность знаний), характерологические особенности (уклонение от шаблона, оригинальность, упорство, высокая самоорганизация, колоссальная работоспособность) (Я. А. Пономарев).

2.         Доминирующая роль познавательной мотивации, исследовательская творческая активность, выражающаяся в способности к обнаружению нового, в постановке и решении проблем; возможности достижения оригинальных решений, возможности прогнозирования и предвосхищения, способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные и интеллектуальные оценки
(А. М. Матюшкин).

3.         Интеллектуальная активность, интегрирующая в себе умственные и мотивационные факторы (Д. Б. Богоявленская).

4.         Зоркость в поисках проблем, способность к свертыванию длинной цепи рассуждений, «боковое» мышление, цельность восприятия, готовность памяти, гибкость мышления, способность к оценочным действиям, легкость генерирования идей, беглость речи, способность к доработке, легкость ассоциирования, наличие чувства юмора
(А.Н. Лук).

5.         Мотивационно-творческая активность в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей (В.И. Андреев).

6.         Способность совершать действия, выходящие за рамки обычных явлений, но не противоречащие законам природы, наличие чувства грядущего, богатство фантазии и интуиция, интерес к новому и необычному (П. Торренс);

7.         Независимость и самостоятельность, склонность к риску, активность, любознательность, неудовлетворенность существующим, нестандартность мышления, готовность принимать решения, стремление к признанию, внутренняя мотивация, готовность к росту (К. Тейлор, Э. Роу);

8.         Способность замечать и формулировать альтернативы, проявлять фантазию, умение ставить вопросы и избегать поверхностных формулировок, упорство, независимая позиция, готовность к риску, хорошее чувство юмора, активный интерес к изучаемой проблеме (А. Матейко).

9.         Стремление к самореализации, поглощенность делом как призванием, аутентичность личности, уверенность в своих силах, инициативность и гибкость, критичность и высокая степень рефлексии (А. Маслоу). Проблемное поле психологии творчества включает в себя роль воображения, интуиции, мышления и других факторов, стимулирующих творческую активность человека.

Для кого-то – это исключительный природный дар, кто-то представляет творчество как особое состояние сознания.

Именно способность личности к творчеству как процессу, имеющему определенную специфику и приводящему к созданию нового, является важным условием успешного самовыражения и адаптации личности в современном мире.

Поэтому важной задачей является развитие в себе творческого потенциала. Так как творческая личность намного сильнее внутренне.

Общие рекомендации, чтобы «внутренний творец» рос и развивался.

1.    Придерживайтесь распорядка дня.

В своей последней работе «О чем я говорю, когда говорю о беге» (What I Talk About When I Talk About Running) Харуки Мураками развенчивает миф о творческом лентяе, рассказывая о том, что строгий распорядок дня (подъем в 5 утра, отбой в 10 вечера) стал главным катализатором его работоспособности. Разум склонен капризничать и находить оправдания собственной лени, а следование режиму выводит его из зоны комфорта и учит включаться с пол-оборота.

2.    Не пренебрегайте другими творческими занятиями.

Рисуйте, пишите, учитесь играть на гитаре или танцевать. Любое творческое занятие держит мозг в тонусе, а их чередование переключает внимание и позволяет найти ответы в довольно неожиданных местах.

По данным исследований, более трети лауреатов Нобелевской премии по литературе занимались еще одним видом искусства: живописью, театром или танцем. Эйнштейн своей второй страстью называл музыку и, если бы не стал физиком, скорее всего, попробовал бы себя в роли скрипача.

3.    Не опускайте руки.

Когда дело не двигается с мертвой точки, проявите упорство. Например, писатель Роди Дойл рассказывает, что во время ступора и начинает изливать на бумагу пришедшую на ум белиберду. Через время мозг перестает напрягаться, протестовать и просто отключается, выпуская наружу потоки мыслей. А Хемингуэй, когда садился писать роман, мог придумать десятки вариантов первого предложения, пока не находил то, которому верил.

4.    Не зацикливайтесь.

Если упорство не помогает, идем от обратного. Гуляйте, делайте что-то отвлеченное, общайтесь с другими людьми. Существует теория, согласно которой все уже давно придумано, а творческий процесс заключается лишь в комбинации этих идей. А если ответы скрыты внутри нас, нужно лишь настроиться на правильную волну и услышать их. Можно сидеть под солнышком в позе лотоса, сосредоточенно мыть посуду, гулять по лесу, слушая эмбиент, или сходить на рок-концерт. Главное – делать то, что позволяет нам отключать внутренний диалог и концентрироваться на моменте.

5.    Относитесь к творчеству как к игре.

Творчество – это в первую очередь весело. Не стоит относиться к нему чересчур серьезно. Сейчас объясню почему. В 2001 году в Мерилендском колледже прошел эксперимент, в котором студентам нужно было провести мышку через нарисованный, как в детстве, лабиринт. Студенты первой группы шли вперед к куску сыра (позитивный настрой), вторые же бежали от совы (негативный). Обе группы справились за одинаковое время, однако у студентов второй группы запустились механизмы избегания, и последовавшие за лабиринтом задачи вторая группа в среднем решала на 50% дольше, чем студенты первой группы.