АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ

Наступает время, когда ребенок идет в детский сад. Самый сложный период в жизни ребенка за все его пребывание в детском саду – период адаптации.

Для ребенка детский садик является неизвестным пространством, в котором его ждет новое окружение. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.

У всех детей привыкание происходит по-разному, условно его можно разделить на три типа адаптации: 1 – легкая адаптация (длится 2-3 недели), 2 – нормальная (1-2 месяца), 3 – тяжелая (затяжная, более 2 месяцев).

Периоды адаптации

В адаптации ребенка к детскому садувыделяют острый, подострый и заключительный период. В остром периоде у малыша будут выраженные изменения его состояния (как физического, так и эмоционального). Нарушаются аппетит, сон, поведение.

Подострый период характеризуется постепенным освоением новой внешней среды. У детей улучшается аппетит, постепенно нормализуется сон. И только затем восстанавливаются социальные навыки и речь.

Адаптацию можно считать законченной, если у ребенка нормальный аппетит, сон, обычное активное поведение.

Необходимо знать…

Плач ребенка не является свидетельством его плохой адаптации.Некоторые малыши еще долго плачут при расставании. Главное, чтобы после вашего ухода поведение ребенка было обычным. Если кроха и по прошествии двух месяцев ни с кем не общается, негативно настроен к детям и воспитателю, не интересуется происходящим в группе – то у ребенка признаки тяжелой адаптации и требуется консультация детского психолога для решения этой проблемы.

 

Рекомендуется начинать посещение садика не ранее 3-4 лет, считается, что в этом возрасте малыш психологически созрел для расставания с мамой. Если вы вынуждены отдать ребенка в садик в более раннем возрасте, то необходимо уделять ему как можно больше персонального внимания, так как есть вероятность ослабевания связи «мама-ребенок».

Не должны совпадать с началом посещения детского сада другие существенные перемены (смена места жительства, появление в семье другого ребенка). Так как в этот период малыш испытывает серьезную стрессовую ситуацию, и лучше не подвергать его еще большим переживаниям.

Памятка для родителей

  • Рассказывайте малышу о детском садике в позитивном ключевыделяйте положительные моменты: множество друзей, интересные занятия, прогулки.
  • Поднимите ребенку самооценку, скажите, что он стал взрослым,и детский сад – это его работа, почти как у папы с мамой. Только не забывайте между делом мягко и ненавязчиво готовить малыша к трудностям. Чтобы его предвкушение сплошного праздника не разбилось о суровую реальность.
  • Не оставляйте малыша сразу на целый день, постепенно увеличивайте число часов пребывания в детском саду.
  • Не стоит сильно нервничать и показывать свою тревогу, когда отводите малыша в детский сад. Ребенок будет фиксировать и копировать ваше поведение.
  • Никогда не уходите незаметно, не предупредив малыша об этом, вы рискуете подорвать доверие к себе.
  • Всегда выполняйте обещания, которые вы даете ребенку. Малыш должен быть уверен, что если мама пообещала его забрать, то ничто ей в этом не помешает.
  • Дайте ребенку в детский сад его самую любимую игрушку,чтобы он ощущал себя более комфортно в первое время.
  • Забирая малыша домой, не следует демонстрировать ему свою обеспокоенность. О том, как он кушал, было ли ему грустно без вас, лучше спросить у воспитателя. Правильнее будет поинтересоваться, что нового узнал ребенок и с кем успел подружиться.
  • В выходные дни старайтесь придерживаться режима,установленного в детском саду.
  • Все время объясняйте чаду, что он для вас, как раньше, очень дорог и любим.
  • На время прекратите походы в многолюдные и шумные места, сократите просмотр телепередач, лучше больше играть дома.

Скорость адаптации малыша в саду и его благополучное пребывание в социуме в большей степени зависит от усилий мамы и папы. Прислушивайтесь к вашему ребенку и старайтесь не слишком ограничивать его своей опекой, это позволит малышу быстрее стать самостоятельным и хорошо адаптироваться в коллективе. Ребенок, который хорошо адаптировался к условиям детского сада, гораздо легче пройдет период адаптации первоклассника к школе.

Список использованных источников:

  1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – № 5.
  2. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду. – М., 2008.
  3. Гринева, И.А., Жомир, М.Ю. Первый раз в детский сад. – Воронеж, 2007.
  4. Ильина, И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие. – М., 2008.

 

 

К.В. Проскурина, ведущий специалист,
методист отдела психолого-методического
сопровождения