КАК НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ «НЕТ»

В общении с другими людьми нам бывает сложно сказать слово «НЕТ»». Почему это происходит? Боимся отказать, ожидая негативных последствий, не хотим обидеть человека или стараемся быть хорошими и полезными.

Уметь говорить «НЕТ» – это очень важный навык для жизни, полезный и простой. Как ни странно, слово «НЕТ» позволяет улучшить взаимоотношения с людьми. Если вы хотите достичь гармонии в личной жизни, эффективности в работе, то необходимо преодолеть страх и заново понять для себя смысл слова «нет».

Заблуждение, что «НЕТ» — это неоправданная агрессия, мелочность, обида для других. Точнее сказать, «НЕТ» — это защита границ вашей личности, свободы, занятости.

Как научиться говорить «НЕТ»?

Шаг 1. Помните, что вы отказываете не лично человеку, а его просьбе. Разделите эти два понятия.

Шаг 2. Попытайтесь понять, зачем вы так себя ведете? Не почему, а зачем? Что вы получает для себя лично, когда бросаетесь без раздумий выполнять все подряд данные вам поручения, когда помогаете друзьям и сослуживцам в ущерб собственным интересам? Не спешите с ответом. Просто поставьте для себя этот вопрос и прислушайтесь к собственным чувствам, мыслям. Ответ на это вопрос поможет вам найти альтернативные способы поведения, которые смогут удовлетворить те же самые ваши потребности другим способом.

Шаг 3. Делайте паузы в разговоре. Это даст вам время обдумать, вписывается ли в ваш график выполнение данной просьбы, как оно согласуется с вашими интересами и хотите ли вы вообще это делать.Кроме того, вы тем самым дадите собеседнику понять, что услышали и поняли его просьбу.

Шаг 4. Начните управлять просьбами и поручениями к вам. Что-то брать на себя, что-то делегировать другим людям, от чего-то безусловно отказываться. И здесь будьте честны перед собой и перед людьми.

Шаг 5.Объясните свою позицию, но извиняться и оправдываться не стоит.Отказывать необходимо, начиная предложение со слова «Да», а затем добавляя «Но». «Я бы с удовольствием, но…».Вы вроде бы и с удовольствием помогли, но, к сожалению, не можете в данный момент. Ответ должны быть кратким и четким. Начиная что-то подробно объяснять, вы постепенно начинаете чувствовать себя виноватым и даете человеку возможность уговорить вас.

Отказ совсем не обозначает неуважение к человеку, который просит вас о просьбе. Просто вы трезво оцениваете свои возможности. Ваше «нет» должно звучать убедительно. И это должно проявляться в голосе – ровном и уверенном, в позе – свободной, в вашем состоянии правоты и твердости в убеждении. Никакой вины, никакого стыда – это ваше право. В итоге это только укрепит ваши взаимоотношения, а не испортит их, как кажется.

Если вы будете достаточно дипломатичны и тверды, тогда со временем люди будут знать, что если вы отказываете в выполнении какой-либо просьбы, то это не потому, что вам просто лень или вы не желаете иметь с ними никаких дел, а потому, что вы очень занятой человек. Люди должны научиться уважать вас и ваше мнение. Как, впрочем, и вы – чужое.

P.S.

«Жил-был ручеек. В нем была прекрасная, чистая и вкусная вода. К этому ручейку часто приходили напиться звери и птицы. Ручеек никому не отказывал. И радовался всем пришедшим на водопой. И о том, что есть ручеек с вкусной, чистой водой, прознали все звери вокруг. И особенно эта вода понравилась семье кабанов. И они стали не только пить воду из ручейка, но и купаться в нем, растоптали берега, превратили их в грязь, чтобы можно было еще и поваляться. Почти у самого истока.

Ручеек пытался очиститься, но не смог справиться с этим. Вода стала мутная, потеряла свой вкус. И тогда звери перестали ходить к ручью на водопой. Осталась только стадо кабанов и большая грязная лужа. Ручеек заплакал, но одна мудрая птица дала ему совет: всем ли ты рад, кто пришел к тебе? Зачем ты поил кабанов?

Ручеек сказал, что он не хотел поить кабанов, он просто не сумел им отказать – он считал, что должен радовать всех своей водой. Мудрая птица помолчала и сказала: «Радуй других и позаботься о себе тоже. Ты тоже достоин радости». Ручеек подумал и укрепил камнями те берега, к которым обычно приходили кабаны.

Е.К. Морозова, ведущий специалист,
психолог отдела психолого-
методического сопровождения