ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

В жизни каждого человека семья занимает особое место. Для полноценного и гармоничного развития личности ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такой ребенок нуждается в усиленной поддержке и помощи близких ему людей. Создание и поддержание в семье здорового психологического климата служит гарантией успешного развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности.

Часто родители переоценивают или же, наоборот, недооценивают дефект или владеют недостаточной информацией о том, как воспитывать ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, как и чему его учить и как управлять его поведением. Таким образом, большинство таких детей лишаются возможности развивать свои способности, реализовывать интересы, желания.

Ребенок с какими-либо нарушениями в развитии не перестает быть ребенком, и оптимальным условием для его обучения является наличие привязанности матери и ребенка, вследствие чего происходит формирование личности и всех основных навыков: двигательных, речевых, коммуникативных, познавательных.

Для большинства детей с ОВЗ характерна повышенная утомляемость: они быстро становятся вялыми, раздражительными и плаксивыми. При неудачах теряют интерес к занятиям, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство. Родителям необходимо переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой.

У других детей с ОВЗ отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. Для них характерна быстрая смена настроения: то они чрезмерно веселы, шумны, то становятся раздражительными, плаксивыми. При воспитании такого ребенка следует разговаривать с ним спокойным тоном, проявлять доброжелательность и терпение.

Многие дети с ОВЗ отличаются повышенной впечатлительностью: отмечают малейшие изменения в настроении матери, крайне болезненно реагируют на тон ее голоса, слезы. Для таких детей прежде всего необходима спокойная, домашняя обстановка. Все размышления о здоровье ребенка, переживания по этому поводу, ссоры, слезы в его присутствии недопустимы.

У большинства детей наблюдается расстройство сна: они плохо засыпают, сон беспокойный, со страшными сновидениями, иногда с плачем и криком. Такой сон не приносит отдыха нервной системе: утром ребенок встает вялым, отказывается от занятий. Родителям обязательно по этому поводу надо посоветоваться с врачом. Кроме того, очень важно соблюдать режим дня, создавать спокойную обстановку перед сном: избегать шумных игр, просмотр телепередач и различных резких раздражителей.

Родители являются основными участниками психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебное учреждение. В процессе воспитания и развития замещающим родителям необходимо уделять основное внимание не диагнозу и методам лечения, а индивидуальным особенностям ребенка.

Одним из важных принципов является воспитание у ребёнка с ОВЗ уверенности в себе. Его необходимо научить компенсировать неблагоприятные последствия заболевания или травмы.

Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Если постоянно подменять действия ребенка, происходит остановка его развития, растет страх беспомощности и зависимость от посторонней помощи, и в такой обстановке теряется самостоятельность.

Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью. Пока дети маленькие, это кажется неважным. Но, в конце концов, это перерастает в большую проблему, решить которую с годами все труднее. В конечном итоге это приводит к социальной пассивности. Физические недостатки ведут к изолированности ребенка от внешнего мира и общения со сверстниками и взрослыми. Создается замкнутый круг – звено «физических недостатков» сменяет звено «психических недостатков».

Вырастая, подобный ребенок оказывается неспособным к самостоятельной жизни не столько из-за своего дефекта, сколько из-за несвоевременного формирования личностного развития. Задача родителей состоит в разрыве этого порочного круга и создания условий для адекватного развития и формирования личности ребенка. Особенно важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен, уверенность в своих силах.

У большинства детей с ОВЗ представления об окружающем мире ограниченны. Надо постепенно расширять кругозор ребенка, знакомить его с различными предметами и явлениями, приучать к новым явлениям осторожно, не перегружая обилием впечатлений.

Дети данной категории, как и все дети, прежде всего должны научиться некоторым общим правилам поведения. Доброе отношение близких людей в сочетании с требовательностью помогут ему в этом. Необходимо также, чтобы ребенок начинал принимать себя таким, каков он есть, чтобы у него постепенно развивалось правильное отношение к своей болезни, к своим возможностям. Ведущая роль в этом принадлежит родителям: именно у них ребенок будет заимствовать оценку и представление о себе, своей болезни. В зависимости от их реакции и поведения, он будет рассматривать себя или как инвалида, не имеющего шансов занять активное место в жизни, или, наоборот, как человека, вполне способного достичь успехов.

Ни в коем случае нельзя стыдиться ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя и одиночество. Такой ребенок будет лишен эгоцентризма, направленности только на себя, он будет с удовольствием выполнять посильную работу и радоваться тому, чего достигнет. Это даст ему возможность вести спокойную, богатую впечатлениями и положительными переживаниями полноценную жизнь.

Родители должны понять сами и внушить ребенку, что болезнь является лишь одной из сторон его личности, что у него есть много качеств и достоинств, которые надо развивать.

Для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, важными являются и такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которых является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижение им материальной независимости и социальной адаптации.

Родителям следует научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями как ребенка со скрытыми возможностями. Открывать и развивать их. Терпение, организованность и выдержка – главные условия воспитания в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья.