РАНЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА – МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Если я вам скажу, что вам надо наложить шины на ноги вашему семимесячному малышу, чтобы научить его ходить раньше, чем это сделает природа, вы мне скажете, что я сошла с ума. Однако каждый день родители пытаются научить двухлеток читать, трехлеток завязывать шнурки, а пятилеток нырять с высокого бортика. Похоже, что, сталкиваясь с природой, мы становимся нетерпеливыми, нас раздражает детство, мы хотим, чтобы оно кончилось как можно скорее, потому что дети досадным образом напоминают нам о нашей собственной уязвимости.

Эда Ле Шан

 

Традиционно специалисты называют «ранним» возраст ребенка от года до трех лет, но под «ранним развитием» понимаются методики, применяемые к детям с самого рождения. Откуда взялось раннее развитие и почему люди задумались о том, что нужно как-то по-особенному заниматься с маленькими детьми?

Давно было установлено, что мозг наиболее интенсивно развивается до трех лет. Как только ребенок рождается, опыт, который он начинает получать от общения с мамой, познания окружающей среды, стимулирует образование нейронных связей в мозге. Из этого был сделан вывод, что если ребенок получает как можно больше информации, то в дальнейшем это приведет к формированию высокоинтеллектуального и очень развитого человека. В этих выводах есть доля правды, поэтому в обществе родились некоторые мифы относительно раннего развития.

Миф № 1. «Чем раньше ребенок научится читать, писать и считать, тем лучше»

Многие родители, услышав от знакомых: «А наш ребенок в полтора года уже все буквы знал!» – начинают искать способы обучения таким «взрослым» умениям. И они находят частные детские сады, развивающие клубы, покупают большие картинки с цифрами и словами и начинают с упорством, достойным лучшего применения, демонстрировать их ребенку. Чаще всего это приводит к тому, что дети действительно чему-то учатся, но их успехи не являются столь выдающимися, как бы того ни желали родители…

Почему так происходит?

Дело в том, что, например, методика Глена Домана была разработана им для детей с травмами головного мозга, которых не удавалось обучать по традиционной системе. Разрушенные нейронные связи восстановить нельзя, но можно создать новые, действуя другими путями, на чем и основано такое обучение. Сейчас применение методик Домана для работы со здоровыми детьми подвергается жесткой критике. В первую очередь вопросы вызывает роль ребенка во время такой «передачи знаний». Взрослый демонстрирует малышу карточки со словами и картинками, которые тот просто механически запоминает, никак не осмысливая и не связывая представленную ему информацию с прежним опытом. Однако развитие происходит лишь тогда, когда каждый новый навык находит свое место в жизни ребенка, когда есть понимание, как это связано с ним самим, зачем он все это делает и как это поможет ему прийти к его мечте.

Миф № 2. «Ребенку для полноценного развития необходимо как можно раньше начать посещать педагогов»

Проблема раннего детского развития, к сожалению, часто имеет коммерческую подоплеку. Иногда от таких занятий больше вреда, чем пользы, особенно когда мама просто отстраняется от ребёнка, перепоручая его различным специалистам. В период до года малыш эволюционно проходит этап очень сложного психоэмоционального развития, и самым важным человеком для него сейчас является мама. Имея очень тесную связь с малышом, она инстинктивно делает очень важные и правильные вещи: ловит взгляд, улыбается, лепечет, многократно повторяя простые звуки, рассказывает простые стишки, обнимает, целует, носит на руках. Первый год жизни ребенка – это еще и период интенсивного роста и физического развития. Большую пользу приносит массаж, физический и эмоциональный контакт с родителями.  В возрасте от года до трех лет педагоги могут только помочь родителям, но никак не заменить их.

Специалист работает с малышом над формированием навыков, дает советы о том, как играть с ним, чтобы в будущем можно было быстрее и легче освоить чтение или счет. Помочь ребенку из отдельных кусочков выстроить свой жизненный путь – это дело родителей.

Миф № 3. «Родители должны обеспечить ребенка многочисленными пособиями: карточками, специальными игрушками»

На самом деле, основу раннего развития составляют механизмы, направленные на формирование у ребенка взаимоотношений с мамой, самим собой, своими ощущениями и эмоциями. При недостаточном общении ребенка с мамой или в случае непринятия близкими взрослыми ребенка никакие игрушки не позволят ему развиваться полноценно. Известный психолог Людмила Петрановская утверждает: «Если ребенок спокоен за свои отношения с родителями, он немедленно поворачивается к ним спиной, а лицом – к миру и отправляется его исследовать». В первую очередь родители сами должны быть искренне заинтересованы в общении с ребенком, а предлагая те или иные игры, учитывать его состояние и настроение. А игрушки могут быть самыми простыми и даже являться частью быта семьи: шнурки, сушки, крупы, макароны, вода, посуда, карандаши, краски, бумага и многое-многое другое.

Миф № 4. «Ребенку необходимо рано начинать общаться со сверстниками и другими взрослыми. Так он станет коммуникабельным и у него будет много друзей»

С этими словами родители отдают ребенка в ясли и частные детские сады, как только ему исполнится в лучшем случае полтора года. К сожалению, очень часто за подобными мыслями стоит желание реализации собственных потребностей. Иногда жизнь семьи складывается таким образом, что мама и папа вынуждены доверить воспитание своего ребенка другим людям. В возрасте около восьми месяцев малыш уже хорошо умеет отличать родных людей от чужих и может начать бояться посторонних. Это нормальная реакция здоровой детской психики, позволяющая ребенку избежать опасностей внешнего мира. Такое поведение может продлиться достаточно долго, вплоть до трех лет. До трех лет дети в основном заняты игрой с игрушками, а сверстники начинают быть особенно интересными и необходимыми участниками игр позднее. Поэтому для многих детей данного возраста игры на детской площадке или на кратковременных групповых творческих занятиях являются приемлемым способом расширения сферы контактов в безопасной обстановке: близкий взрослый рядом и всегда поможет.

Выбирая развивающую программу, не стоит забывать, что все дети индивидуальны. Поэтому следует обращать внимание в первую очередь на интересы ребенка, его потребности и возможности, правильно оценивая собственные желания. Кому на самом деле необходимо посещение одновременно трех кружков? Вам кажется, что все это пригодится ребенку в жизни и такая занятость не мешает ему развиваться.
А сколько времени у него остается на то, чтобы пообщаться с родителями, послушать чтение вслух бабушки, отдохнуть и поиграть?

Лучший путь – грамотно и деликатно выявить способности маленького ученика и ненавязчиво развивать их, периодически обращая внимание на то, сохраняется ли интерес к предлагаемым занятиям. Обязательно обращайте внимание на настроение и самочувствие малыша, потому что обучение должно служить ему, а не наоборот.

 

Список источников:

  1. Ледлофф Жан. Как вырастить ребенка счастливым.http://www.koob.ru/jean_liedloff/bringing_up_a_happy_child
  2. Общаться с ребенком. Как? Юлия Борисовна Гиппенрейтер http://flibusta.net/b/263993
  3. Эффект Моцарта http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3917857
А.О. Ананьева,
ведущий специалист, психолог