ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА

В настоящее время все более актуально становится психосоматический подход в определении причин возникновения и течения заболеваний у детей. Постоянно возникающие стрессовые и психотравмирующие ситуации, которые чаще всего происходят в семейной среде, являются спусковым механизмом для развития болезни. Механизмом развития заболевания является стресс, который испытывает ребенок, в результате чего у него снижается иммунитет, что приводит к развитию болезни. Нарушение взаимоотношений в семейной системе и воспитание оказывает непосредственное влияние на психологическое и физиологическое здоровье ребенка.

Состояние здоровья ребенка отражает качество семейных отношений. Болезнь ребенка – может быть его единственным способом приспособиться к условиям жизни в семье, а также является сообщением, что происходят ухудшение семейных взаимоотношений. Не умея вербально выразить собственную точку зрения или недовольство ситуацией, ребенок выражает внутреннюю дисгармонию через тело. Различные психосоматические нарушения могут возникнуть в ответ на конфликтную ситуацию.

Психосоматическими называют заболевания, в происхождении и течении которых ведущая роль принадлежит воздействию психотравмирующих обстоятельств. Большинство авторов относят к психосоматическим заболеваниям следующие болезни: ишемическую болезнь сердца, артериальную гипертонию, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неспецифический язвенный колит, бронхиальную астму, ревматоидный артрит, нейродермит, тиреотоксикоз, сахарный диабет и т. д.

Большой риск развития заболевания таит в себе неправильное воспитание в семье. Например: гиперопека родителей мешает ребенку поддерживать отношения с другими и учиться самостоятельно, принимать решения, что становится преградой, развитию независимого поведения и формированию инфантильного образа жизни. Такое поведение характеризуется следующей родительской установкой: «Все сделаю для своего ребенка, полностью посвящу ему свою жизнь». Также может способствовать развитию психосоматики чрезмерное постоянное родительское давление, не соответствующее нуждам и потребностям ребенка, обычно направленно на то, чтобы он стал не тем, кто он есть на самом деле. Такое подавляющее воспитание ребенка вызвано либо жизненным стилем родителей, либо их завышенными амбициями, не осуществленными ими самими. Установка может быть выражена следующим утверждением: «Не хочу ребенка такого, какой есть». Подобное насилие над ребенком попытка переделать его натуру или заставить сделать невозможное, крайне опасны для его психики и здоровья в целом.

Известный психолог А.Я. Варга выявила, следующий механизм развития данного заболевания, родители могут бессознательно фиксировать и закреплять невротическую форму энуреза у ребенка. Такие родители сочетают две формы отношений инфантилизацию и социальную инвалидизацию ребенка. Для инфатилизирующих родителей детство представляется более комфортное состояние, чем взрослость. Социальная инвалидизация – это приписывание ребенку личной несостоятельности. Родители представляют ребенка маленьким «несмышленышем», который не может быть полноценным членом социальной группы, они пессимистично оценивает его будущее. Обращение с ребенком как с маленьким неудачником дает ему своеобразное «разрешение» болеть энурезом. Маленький (идет от мамы) может позволить себе недержание мочи, а неудачник (идет от папы) – не может от этого избавиться. Энурез ребенка играет «положительную» роль в установлении внутрисемейного равновесия.

Искаженные взаимоотношения в семье из-за бесплодных споров, неспособности договориться между собой для решения семейных проблем, сокрытие семейных тайн – все это крайне затрудняет развития гармонично развитой личности ребенка.

Семейное воспитание – сложная система, она должна основываться на определенных принципах и иметь определенное содержание, которое направлено на развитее всех сторон личности ребенка.

Для воспитания гармонично развитой личности необходимо достижение психологического комфорта в семейных отношениях, нравственного единения ребенка с родителями. Отношения, сложившиеся в семье с рождения малыша, должны быть стабильными на протяжении всей его жизни с родителями. Это важно, поскольку конфликты и неустойчивые детско-родительские отношения пагубно влияют на здоровье ребенка. Для ребенка его семья является единственным коллективом, в котором его принимают таким, какой он есть. И где, он сможет, откровенно рассказать, без утайки, все, что с ним происходит на самом деле.

Родители должны трезво оценивать и анализировать свои поступки и свое поведение по отношению к ребенку. В процессе воспитания родители прибегают к различным методам воздействия на ребенка, включая личный пример, контроль, поощрение и наказание. Важно, чтобы все методы воздействия были абсолютно адекватны поступкам ребенка. Любое воздействие на ребенка как положительное, так отрицательное вызывает соответствующую реакцию с его стороны.

Для достижения полного взаимопонимания в семье необходимо правильно организовать общение с ребенком в виде диалога. Основополагающим условием правильного диалога является обоюдное желание родителей и ребенка к нахождению общих целей, взглядов и интересов, а также стремление к совместным действиям. При этом взгляды и интересы могут не совпадать, важно найти точки соприкосновения или компромисс, а не переводить в конфликтную ситуацию.

Кроме диалога существует еще одно правило – это полное принятие ребенка. Принятие – это утверждение уникальности своего ребенка, с его характером и поступками, в том числе и непохожести на своих родителей. Ребенок должен быть уверен в любви родителей к себе независимо от нынешних действий, успехов или неудач.

Родители, помните, гармоничные отношения в семье – это залог развития здоровой, полноценной личности вашего ребенка!

 

Список источников:

  1. http://nsportal.ru/
  2. http://www.psy-uspeh.ru/
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? – М, Астрель, 2008.
  4. Млодик И. Книга для неидеальных родителей. – М, Генезис, 2007.
О.В. Литвинова,
ведущий специалист, психолог