ТАКИЕ НЕПОХОЖИЕ ДЕТИ

Случается, что появление в семье второго ребенка кардинально меняет родительские представления о воспитании.

Методы, которые успешно работали с первенцем, вдруг терпят поражение с младшим ребенком, а причина проста: у одних и тех же родителей получаются совершенно разные дети.

Спокойная, послушная дочка и озорник сын, способный найти приключение даже в пустой комнате. Чувствительный старший ребенок: чуть повысишь голос – он в слезы, зато младший сорванец не унывает никогда: упадет, отряхнется и весело побежит дальше. Как делать уроки, если сыну требуется целый вечер и родительская помощь, а дочка успевает разделаться с заданиями за час? Как гулять с погодками, если один из них – тихоня и любит повозиться в песочнице, а второму необходимо испробовать все качели, забраться на каждую горку и повисеть на всех турниках?

Исследования показывают: в том, что касается характера схожесть родных братьев и сестер составляет лишь 20%. Остальные 80% – уникальные черты, и чем раньше родители это признают и примут, тем проще им будет относиться к разнице между детьми. Что делать, если у детей разный темперамент?

Прежде всего, понять, что природу человеческого характера не изменишь. Изменить эмоциональные реакции и поведение импульсивного ребенка, переделав его в тихоню, невозможно. Да это и ни к чему – у каждого типа темперамента есть свои достоинства и недостатки. Родителю важно знать сильные стороны темперамента своего ребенка, чтобы помочь ему адаптироваться, успешно общаться, осваивать новые знания.

Выделяют четыре типа темперамента.

Холерик. Такой малыш быстрый, очень подвижный, с трудом переносит ожидания, у него легко возникают эмоциональные вспышки, настроение неустойчиво (быстро переходит от радости к гневу). Ребенок не выносит монотонной работы, требующей усидчивости и терпения. В то же время холерик чаще всего решителен, уверен в себе, настойчив и бесстрашен, любит риск и приключения, увлекшись каким-либо занятием, заражает им других. По натуре холерик – экспериментатор.

Как вести себя родителям? Самое главное – занять такого ребенка делом, соответствующим его интересам. У малыша в течение дня обязательно должна быть интенсивная физическая нагрузка (бег, прыжки). Спорт хорошо дисциплинирует холериков. Такого ребенка нужно контролировать больше, чем других. Предоставленный сам себе он может попасть в опасную ситуацию. Не следует раздражаться по поводу «неудобного» поведения ребенка, от этого он становится неуправляемым. Лучше спокойно приучать его к темвидам деятельности, где требуется терпение: лепка, конструирование, рисование и пр.

Флегматик. Невозмутимый и спокойный, эмоционально сдержанный, усидчивый и дисциплинированный. В выполнении любых заданий чрезвычайно медлительный. В своих интересах достаточно постоянный, легко принимает четкий и жесткий режим дня. Шумных игр такой ребенок не любит, так же, как и интенсивного общения со сверстниками. Долго может принимать решения, но единожды приняв, вряд ли их поменяет.

Как вести себя родителям? Вы легко можете доверить ему какое-либо дело: ребенок-флегматик очень ответственный и добросовестный. Никогда не торопите его – флегматик от этого начинает действовать еще медленнее. Такому ребенку нужно помочь выразить свои эмоциональные переживания: чаще рассказывайте о том, что переживают другие люди в различных ситуациях. Чтобы поведение и мышление такого малыша не стали стереотипными, давайте ему больше творческих заданий, которые имеют несколько вариантов решения. Старайтесь водить ребенка в музеи, на выставки, в библиотеку. Пусть он пополняет свой эмоциональный опыт.

Меланхолик. Такой ребенок эмоционально очень чувствителен и легко раним. Любые переживания длятся у него долго и мешают сосредоточиться на каком-либо деле. Меланхолик хорошо чувствует эмоциональное состояние других людей, определяя его по мимике, жестам интонациям («Почему дядя такой сердитый?», «Почему этот мальчик злится?»). Ребенок-меланхолик очень нуждается в поддержке и похвале близких. Из-за неуверенности в себе трудно идет на контакт со сверстниками, обидчив и настороженно относится ко всему новому. Самая незначительная неприятность может вызвать у ребенка слезы. Меланхолик болезненно реагирует на смену привычного эмоционального окружения (переход в другой детский сад, школу, развод родителей и пр.). Также ребенок быстро утомляется.

Как вести себя родителям? Для такого малыша главным является спокойная, доброжелательная психологическая атмосфера дома. Ребенка – меланхолика надо постоянно хвалить, показывая веру в его способности. Даже если задание выполнено им не очень хорошо, нужно вселить в него уверенность, одобрить саму попытку решить ту или иную задачу. Чаще проговаривайте положительные моменты, старайтесь отвлечь его от тревожных мыслей. Учите меланхолика делать самостоятельный выбор в привычных жизненных ситуациях (с какой игрушкой играть, с кем гулять, что одевать и т.д).

Сангвиник. Это жизнерадостный, подвижный и легко увлекающийся новой игрой ребенок. Больше всего он любит смену впечатлений, редко доводит начатое дело до конца. Такой малыш легко привыкает к незнакомой обстановке, быстро заводит друзей, может быть инициатором разных детских забав. Он любознателен и умеет сдерживать свои эмоции. Легко учится, схватывая знания на лету, хотя сангвиника больше интересует сам процесс, а не результат.

Как вести себя родителям? Таким детям необходимо обеспечить доступ к разным видам деятельности, не загружать неинтересной моторной работой. Однако сангвинику следует помочь сосредоточиться на выбранном занятии и довести дело до конца, опираясь на такое важное качество сангвиника, как целеустремленность. С такими детьми следует быть требовательными. Желательно, чтобы все члены семьи придерживались единой стратегии в воспитании.

Список используемых источников:

  • www.ya-roditel.ru/Такие непохожие дети (портал Я – родитель)
  • www. mirdoshkolyat.ru/Разный темперамент, разные дети

 

 

Н.А. Пономарева, ведущий специалист,

методист отдела организации работы

по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства