«ВЛИЯНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТАУР НА РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ИЗБЕЖАТЬ ОПАСНОСТИ»

 Подростки во все времена составляли особую социально-демографическую группу, но в наше время сложилась специфическая подростковая культура, которая, наряду с другими социальными факторами, играет большую роль в развитии современного подростка. Молодежная субкультура – система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых, характеризующая жизнь молодых людей примерно от 10 до 20 лет. Одним из проявлений молодежной культуры являются неформальные объединения, своеобразная форма общения и жизни подростков, общества, группы сверстников, объединенных интересами, ценностями, симпатиями. Неформальные группы возникают обычно не в интернате, не в приемной семье, не в отношениях между одноклассниками, а наряду с ними и вне школы.

         Принадлежность к той или иной неформальной группе – часто обязательный элемент процесса социализации в подростковом возрасте. Именно входя в группу сверстников, подросток имеет возможность осваивать модели межличностного общения, «примерять» на себя разнообразные социальные роли. Подростковый возраст – сложный этап перехода от детства к взрослению. А объединение в группы – способ почувствовать защиту и свою принадлежность к миру. Любое подростковое сообщество является попыткой отделиться от родителей, быть самостоятельным, но при этом не оставаться в одиночестве. Подростковая группа представляет собой новый специфический вид эмоциональных контактов, не возможных в семье. Неформальные объединения для ребят – это способ свободного самовыражения, неограниченного проявления инициативы и бесконтрольного (со стороны взрослых) общения.

         Они играют важную роль в жизни детей, подростков и молодежи, удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем не так просто поговорить с родителями, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей. И это в равной степени относится как к кровным, так и к приемным детям.

         Для родителей часто подросток – это ребёнок, который вдруг стал вести себя плохо, странно и неадекватно. Разумеется, родители стараются защитить его от «вредного воздействия улицы, последствий негативного опыта в родной семье, дурного примера», что вполне логично для их положения, но тяжело для подростка, который уже не считает себя ребёнком и хочет самоутвердиться в этом мире в новом качестве – в качестве взрослого человека, который волен самостоятельно принимать решения. И эта гремучая смесь из трёх компонентов: желание родителей защитить ребенка, стремление подростка к самостоятельности, всплеск гормонов, связанный с перестройкой его организма, приводит к взрывам эмоций, скандалам и непониманию в семье молодого человека.

         Итак, не находя понимания в семье, подросток ищет его в других местах, которыми и являются различные неформальные объединения. В итоге практически все молодые люди склонны вступать в неформальные объединения, но вот степень этой склонности определяется именно особенностями отношений в их семьях. А именно тем, насколько родители способны и готовы понять ребенка и уважать его в разных проявлениях, и на сколько сам подросток готов уважать и понимать родителей.

         Насколько у подростка хорошие отношения с родителями, настолько он свободен от влияния любых сообществ. И наоборот, если эмоциональная связь с родителями нарушена, то любое неформальное сообщество способно захватить ребёнка «с головой».

Охарактеризовать подростка, склонного вступать в неформальные объединения, можно следующим образом:

  • не уверен в себе и обладает низкой самооценкой;
  • агрессивен к миру (из-за обид на родителей);
  • растерян (из-за непонимания своего пути и своей роли в мире).

         Как правило, школьники общаются в небольших контактных группах в 5-10 человек, часто относят себя к сторонникам того или иного течения, которые характеризуются разными признаками: возрастной и социальной принадлежностью, формой организации, направленностью. Так, группы бывают просоциальными, асоциальными, антисоциальными. Для просоциальных групп характерна социально одобряемая деятельность, например, участие в решении экологических проблем, охране памятников и т. д.

         Асоциальные группы стоят в стороне от общественных проблем. Для них характерно наличие более или менее четко выраженного мотива сбора: употребить спиртное, выяснить отношения с соседней группировкой и т. п.

         Антисоциальные – это криминальные, агрессивно настроенные группы. Особую социальную опасность представляет явный рост националистических молодежно-подростковых организаций – либо неформальных, либо прячущихся за вывеской «патриотической» деятельности.

         Молодежная субкультура обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы. Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер – она полна искусственными заменителями реальных ценностей. Одним из способов бегства от действительности, а также реализации стремления походить на взрослых является употребление наркотиков. Навязывая человеку свои идеи, далекие от общепринятых ценностей, она ломает его психику, мешает социальной адаптации, пониманию своего места в обществе. Некоторые из неформальных групп представляют опасность для молодежи своей философией, которая заключается в пропаганде насилия, поощрении суицидального поведения.

         Для очень большого числа подростков ценностные ориентации и моральные принципы, проповедуемые референтно значимой группой, являются личностно значимыми, причем эта значимость намного превосходит в сознании подростка «семейные» и «школьные» нормы и ценности. Именно этим во многом объясняется низкая эффективность воздействия воспитательных мер на трудного подростка: в его сознании совершенное им негативное действие таковым не является, так как оно одобрено с точки зрения референтной группы (например, грубость по отношению к воспитателю или школьному учителю расценивается им не как нарушение норм поведения, а как подвиг, который будет поддержан сверстниками).

         Многое зависит от прежнего опыта каждого подростка, от его включенности в социально полезную деятельность. Хорошо, если подростки в таких неформальных объединениях будут включены в позитивную общественно значимую деятельность, если же дворовые, уличные компании подростков оказываются вне контроля взрослых, школы и общественных организаций, а предоставлены сами себе, то с уверенностью можно сказать, что они будут развиваться по криминогенному пути. Сегодня в нашей стране насчитываются десятки тысяч неформальных молодежных объединений разной направленности, за деятельностью которых невозможно проследить.

         Наряду с группами, деятельность которых носит антисоциальный характер, существуют самодеятельные объединения, которые борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по-своему борются с коррупцией.

         При правильном влиянии неформальные объединения являются для молодого человека своего рода школой социального творчества. Они способствуют развитию коллективизма, формированию социально-психологической общности людей. Наконец, участие в объединениях дает дополнительную возможность для самореализации личности.

         Дети находятся в постоянном поиске способов удовлетворения своих потребностей. Одни самоутверждаются в кружках, секциях, другие же – в конфликтах с родителями и учителями. И задача родителя, в том числе и приемного, состоит в том, чтобы заразить растущую личность многообразием возможных интересов, пробудить собственные желания и стремления и познакомить с существующими допустимыми и недопустимыми средствами их реализации. Именно родные люди могут помочь подростку обрести собственное неповторимое лицо, используя лучше черты многих «неформалов» – товарищество, взаимовыручку, творчество, нетерпимость к проявлениям социальной несправедливости.

         Важно разобраться в проблемах, волнующих ребят, попытаться помочь в их решении. Необходимо найти с этими подростками общий язык, пути создания условий для их самовыражения и самореализации.

         Как можно оградить ребенка от негативного влияния неформальных движений? Есть ли какие-то профилактические действия? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно понять в первую очередь: зачем подростку вступать в неформальные организации? Что он там хочет и может найти? Разумеется, спрашивать об этом надо прежде всего у самих подростков, но ответы, скорее всего, будут примерно об одном:

  •  новые друзья;
  •  интересные способы проводить свободное время;
  •  получение любви и понимания;
  •  выплёскивание эмоций;
  •  возможность «быть собой» и быть принятым. Соответственно, профилактические действия со стороны родителей могут быть такими:
  •  искренность и уважение;
  •  интерес к миру ребёнка;
  •  совместный отдых;
  •  отказ от «двойных стандартов»;
  •  дать право подростку на любые эмоции и чувства;
  •  поддерживать сильные стороны;
  •  выяснить, где «пробел» в отношениях.

         Очень опасно открыто противодействовать, запрещать и требовать от ребёнка не вступать в неформальные организации или срочно уходить из них – ведь это может вызвать у подростка только дополнительное сопротивление и ещё большее желание принадлежать к организации!x

         Предотвратить негативное влияние неформальных организаций на подростка можно только хорошим эмоциональным климатом в семье, справедливым и честным обращением и уважением к подростку и его личной жизни. Когда человеку дома психологически тепло и уютно, то искать любовь и понимание в других местах уже нет необходимости.

Используемые источники:

  •  Как помочь ребенку. Статья М. Савосиной.
  •  Неформальные объединения молодёжи как социальное явление. Статья Е.Н. Лекомцевой.
  •  Влияние современных молодёжных субкультур на формирование личности подростка. Статья И.И. Поминовой.

 

 

Таюрская Н.С., заместитель начальника отдела организации работы по развитию

семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.