ЗНАЧЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

«А что, если мой ребенок – личность творческая, открытая, он индивидуален и неповторим? Зачем устанавливать рамки малышу, с детства приучая жить по стандарту?» Так думают некоторые родители, которые неправильно воспринимают соблюдение режима дня и путают его с подавлением инициативы.

         Режим дня – это не строгий график выполнения определенных заданий. Он создается с другой целью. Каждый ребенок имеет важные ключевые потребности, от физиологических (сна и еды) до стимулирующих развитие и укрепляющих здоровье (гимнастика, развивающие занятия, игры, исследование мира).

Преимущества соблюдения распорядка дня для детей:

  •  Здоровое и гармоничное развитие. Это касается, в первую очередь, всех систем организма ребенка. Своевременное и правильное питание обеспечивает здоровье пищеварительной системы. Сон и отдых важны для комплексного развития. Прогулки, занятия физкультурой полезны для опорно-двигательного аппарата и т.д. Режим дня в таких простых, но необходимых мероприятиях – это залог здоровья.
  •  Полезные навыки и «правильные» привычки. Существует простое, но очень верное высказывание: плохие привычки даются легко, но с ними тяжело жить, хорошие привычки даются сложно, но с ними жить легко. Режим и распорядок дня с раннего детства формирует у малыша естественные правильные привычки, которые помогут ему в дальнейшем не только быть здоровым, но и добиваться успеха в любой сфере деятельности.
  •  Открытые возможности. Соблюдение режима дня оставляет детям и их родителям уйму свободного времени для новых свершений, ярких открытий, интересных общих занятий и расширения кругозора или мировоззрения. Если же распорядок не соблюдается, на обычные и необходимые процедуры уходит намного больше времени, сил и энергии.

Распорядок дня дошкольника

         Этот период в развитии ребенка очень важный, и правильная организация его дня играет ключевую роль. Как правило, малыши в этом возрасте начинают ходить в детский сад. В таком случае работы для мам и пап становится меньше: за них ее делают воспитатели. В детском саду соблюдают график методично и строго. Это не всегда оправдано, но зато малыш легко и быстро учится все делать в одно и то же время, гармонично и правильно развивается. Установленный в детском саду распорядок дня желательно соблюдать и на выходных.

         Если же ваш малыш пока не ходит в детский сад, нужно постараться создать определенный режим дома. Это очень сложно, поскольку в этот период развития ребенок очень активно познает мир, он постоянно жаждет понять и открыть что-то новое, и плохо понимает необходимость соблюдения режима. К тому же, именно в этот период проявляются начальные стадии формирования личности, малыш осознает свое «я», начинает активно сопротивляться внешнему воздействию, все делает наоборот, устраивает «сцены» и истерики.

         В этот сложный период важно набраться терпения, относиться ко всему с пониманием и спокойствием, но обязательно учить ребенка соблюдать определенные правила и режим.

Каким же он должен быть? Что касается питания, то организовать его проще всего. Ребенок должен кушать 4-5 раз в день:

  •  завтрак – с 8:00 до 9:00 часов утра;
  •  второй завтрак – с 11:00 до 12:00 часов дня;
  •  обед – 14:00 часов;
  •  полдник – около 16:00 часов;
  •  ужин – с 19:00 до 20:00 часов вечера.

         Время, указанное в этом графике, примерное, можно немного отклоняться от него в разные стороны. Важно соблюдать длительность перерывов между едой.

         Другие процессы организовать намного сложнее. В этот период ребенок уже спит намного меньше, период бодрствования дольше. Как грамотно организовать занятия, игры? Строгих правил и рекомендаций нет. Но важно, чтобы все необходимое, что нужно малышу для развития, он получал. Ребенку нужны ежедневные прогулки (от 60 до 120 минут), активные игры и занятия (2-3 часа), гимнастика, купание, закаливание.

Несколько советов, как организовать день для ребенка этого возраста:

  •  после завтрака – отличное время для активных занятий и прогулок;
  •  после обеденного сна хорошо проводить процедуры закаливания, гимнастику, массажи;
  •  время перед ужином – пора для игр с родителями и друзьями, активных занятий;
  •  после 20 часов лучше переходить на спокойные занятия (рассматривание книжек, отдых, чтение с мамой и т.д.).

         Вместо простых игр можно проводить с ребенком полезные обучающие и развивающие занятия, но помните, что они должны продолжаться не больше 20 минут. Однообразные действия утомляют ребенка, он будет скучать или вредничать. Меняйте виды занятий с активных на спокойные, не переутомляйте малыша.

         Что касается сна, то дети 2-3 лет должны спать не менее 14 часов в сутки, 4-5-летним детям следует обеспечить 13-часовой сон, а дети 6 лет должны спать 12 часов.

Распорядок дня школьника: школа и дом

         Когда ребенок идет в первый класс, его жизнь кардинально меняется. Именно сейчас те навыки и полезные привычки, которые уже выработались благодаря усердной работе взрослых, станут очень важными и полезными. Ребенок, который уже привык ложиться и вставать примерно в одно и то же время, будет полным сил, желания, энергии, и хорошо проведет время в школе.

Оптимальный режим дня для школьника:

  •  подъем за один час до выхода из дома. Научите малыша вставать сразу, не привыкайте к маленьким поблажкам «еще пять минуток», это плохо сказывается на самочувствии ребенка;
  •  все утренние процедуры проводятся быстро, полуавтоматически: умывание, зарядка, чистка зубов, одевание, подготовка к завтраку;
  •  завтрак должен занимать минимум 15-20 минут, учтите это при планировании дня;
  •  выходить в школу нужно примерно в одно время.

         После занятий многие дети остаются в школе в группе продленного дня. Если же ваш малыш идет домой, обязательно позаботьтесь о полноценном обеде сразу по приходу ребенка. Только после этого можно планировать активные занятия, игры, кружки или секции.

         До 17 часов ребенок может отдыхать, заниматься своими делами, или делать уроки. Не нужно заставлять малыша сразу после возвращения из школы садиться делать домашнее задание, пусть отдохнет. Это важно не только с точки зрения самодисциплины, но и с точки зрения здоровья ребенка.

         Около восьми вечера ребенок должен поужинать, и не позже 21 часа 30 минут готовиться ко сну. Хороший, полноценный и здоровый сон – залог правильного и гармоничного развития ребенка в этот непростой период его жизни.

Младший школьник должен спать не менее 10 часов в сутки, поэтому сон с 21.00 до 7.00 отвечает требованиям. Подросткам можно спать чуть меньше – 8-9 часов, соответственно им ложиться лучше не позже 22.00.

Основные ошибки и проблемы, с которыми сталкиваются родители при формировании режима дня ребенка

         Научить ребенка следовать распорядку дня невозможно, если родители сами живут в легком хаосе, делая то, что хочется и тогда, когда хочется. Поэтому начинать, как всегда, придется с себя. Научитесь самодисциплине, это совсем не сложно, нужно уделить некоторое время для того, чтобы создать свой график и придерживаться его, дальше уже сработает механизм привычки.

Что касается организации режима для ребенка, то здесь нужно следовать простым правилам:

  •  будьте терпеливыми, всегда и все делайте только с любовью;
  •  не меняйте решений, будьте последовательными, действуйте мягко, но настойчиво, не поддавайтесь на уговоры и капризы;
  •  научитесь говорить «нет» ребенку, и объяснять, почему так нужно;
  •  всегда хвалите ребенка за организованность, за то, что он «такой взрослый и все умеет», это очень помогает в развитии у детей ответственности за свои действия;
  •  проводите время вместе. Нельзя сказать просто: «Иди играть!», поиграйте с ребенком или хотя бы поинтересуйтесь, как и что он делает. Контакт и доверие – основа правильного воспитания ребенка…

Н.Б. Крюкова, ведущий специалист, методист отдела

организации работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства