Возраст 9-10 лет – это период подражания и привязанности мальчиков к отцу, а девочек к матери. Иногда переход к этому этапу происходит быстро, и изменение привязанностей ребенка особенно разительно. Мальчики играют в военные игры, зачитываются «героической» литературой и подражают героям, рыцарям. Они больше тянутся к отцу, а при отсутствии его к мужчинам вообще (преподавателям, руководителям «мужских» кружков и секций), проявляют настойчивый интерес к «мужской» работе.
Девочки в своем кругу обсуждают первых романтических героев, моду, ведение хозяйства, отдают предпочтение лирической литературе, особо сближаются с матерью и при благоприятных с ней отношениях доверяют ей свои тайны.
И для мальчиков, и для девочек это период формирования оценки себя как представителя определенного пола.
Поляризация полов – естественная закономерность развития, внешне часто проявляющаяся действиями агрессивного или оборонительного порядка, которые отражают внутренний интерес к другому полу.
Важно представлять себе особенности полового развития детей в этом возрасте, считаться с некоторыми различиями в развитии личности мальчиков и девочек.
Дети рано начинают осознавать половые различия. Уже в возрасте 2,5-3 лет они могут задавать вопросы о причинах физических различий мальчиков и девочек. С возрастом интерес к телесным особенностям мужчин и женщин, их взаимоотношениям, к проблеме рождения детей растет, что вполне естественно.
Сравнительно рано возникают различия в предметном окружении мальчиков и девочек: у них не только разная одежда, но и разные игрушки. Взрослые своим отношением направляют занятия и игры мальчиков и девочек, скажем, мальчик, играющий в куклы, как правило, вызывает насмешливые замечания окружающих. Взрослые поощряют стереотипы поведения, принятые для данного пола, так, мальчика стыдят за плаксивость, а девочку порицают за озорство.
Многие девочки настороженно относятся к мальчикам. Чувствуется не боязнь, но, скорее, некоторое недоверие к мальчикам, ожидание агрессивности с их стороны. В то же время девочки проявляют интерес к мальчикам и к их занятиям. К концу первого полугодия школьного обучения девочки-школьницы уже знают всех мальчиков своего класса не только по фамилии, но и по имени. Мальчики, за некоторым исключением, знают лишь некоторых девочек.
Порой между ними возникают конфликты. При этом у девочек жалоб больше, чем у мальчиков. Они обижаются не только на мальчиков, но и друг на друга, и часто по пустякам.
Анализ этих конфликтов показывает, что в их основе лежит не какая-то преднамеренная отчужденность или неприязнь мальчиков и девочек друг к другу. Чаще всего это просто перенос «чисто мальчишеских» форм общения в сферу взаимодействия с девочками. Мальчики пытаются вступить с ними в борьбу, померяться силой и т. п. Девочки же воспринимают их поведение не как игру, а как попытку обидеть их.
Необходимость особого подхода к воспитанию мальчиков и девочек становится все более очевидной к 9-10 годам. В это время увеличивается различие в темпах общего физического (в том числе и полового) развития мальчиков и девочек (оно достигает максимума в подростковом возрасте). Девочки раньше и глубже начинают осознавать себя как личностей женского типа. У них быстрее формируется чувство взрослости. Те же личностные изменения у мальчиков начинаются на два-три года позже.
Предупредить возникающие конфликты гендерного содержания можно, формируя гендерную компетентность.
Гендерная компетентность – способность человека определенного пола эффективно функционировать в сфере межгруппового и межличностного взаимодействия. В ее состав входят:
знания о существующих ситуациях гендерного неравенства, факторах и условиях их вызывающих;
умения замечать и адекватно оценивать ситуации гендерного неравенства в разных сферах жизнедеятельности;
способность не проявлять в своем поведении гендерно дискриминационных практик;
способность разрешать свои гендерные проблемы и конфликты, если они возникают.
Уважаемые родители, береги своих детей, правильно их воспитывайте, и они обязательно ответят вам взаимностью!
Р.С. Камышников, ведущий специалист, методист отдела
организации работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства