КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПЕРВОЙ ВСТРЕЧЕ С РЕБЕНКОМ

 Итак, вы решили стать усыновителем (опекуном) и собираетесь в детский дом, чтобы познакомиться со своим будущим ребенком поближе. Но от момента принятия решения до момента «вхождения» ребенка в семью необходимо сделать несколько шагов. Они нужны для того, чтобы Ваше решение о приеме конкретного ребенка в семью было однозначным и не травмировало «невыбранных» детей.

         С целью более точного прояснения ситуации процедуру знакомства можно условно разделить на 3 этапа: подготовка, первая встреча, последующие встречи.

         Следует знать, что дети могут вести себя при первой встрече по-разному и иногда совершенно неожиданно для окружающих. Это зависит, прежде всего, от особенностей нервной системы и черт характера детей. Эмоционально отзывчивые – охотно идут навстречу взрослым, некоторые бросаются к ним, обнимают, целуют. Эмоционально «зажатые» ребята испуганно жмутся, не отпускают руку сопровождающего взрослого либо смущенно улыбаются, делая робкие шаги навстречу. Такие дети с большим трудом расстаются с привычным окружением, плачут, неохотно идут на контакт с новыми людьми. Старайтесь не расстраиваться и не делайте преждевременных выводов, здесь вам поможет предварительно собранная информация об особенностях характера ребенка и его личной истории.

         Итак, как подготовиться к этому важнейшему моменту – знакомству с ребенком? Брать ли с собой для него подарок? Каким он должен быть: дорогим или скромным, полезным или нет?

         При первом же посещении, а уж тем более – при единственном, ребёнку лучше вообще ничего не дарить, тем более, что пока вы незнакомы с его характером, вкусами, наклонностями. Может случиться так, что выбранный с любовью подарок ему просто не подойдет. И уж в любом случае помните, что подарки лучше делать в нейтральной манере, не акцентируя на них внимание ребенка. Возможная схема преподнесения подарка такова: вы встречаетесь с ребенком, общаетесь, начинаете какую-то совместную деятельность и по ходу игры, по ситуации делаете подарок. Например, вы садитесь рисовать и по ходу дела, не акцентируя внимание ребенка, извлекаете карандаши, ластики, и т. п. В этом случае у ребёнка не возникает сильной концентрации на подарке, как таковом. Кроме того, важно помнить, что в любом случае ребенка не следует одаривать публично, так как это может спровоцировать зависть других детей и их неприязненное отношение к счастливчику. У детей, воспитывающихся в государственных учреждениях, особенная психология. Прежде всего, это проявляется в их взглядах на мир вещей и мир вообще. У детей, растущих вне семьи с раннего детства намного слабее, чем у домашних детей, развито чувство индивидуальности и чувство собственности. В том числе это относится и к умению ассоциировать определённый предмет с человеком, а также адекватно выражать свои эмоции и благодарность. Зато понятие коллективизма, выражающееся на их языке в простом «а я чем хуже!», развито достаточно сильно. Поэтому ничего удивительного, что любой подарок является не только приятной вещью, но и знаком статуса ребёнка. И если другие дети видят, что кому-то что-то дарят, а им нет (а они обязательно увидят или же узнают потом, потому что сам владелец подарка обязательно покажет его), то для них это означает, что они в чем-то хуже его, возможно, провинились или не заслужили подарка. Этот вывод основывается на привычном для них укладе жизни – ведь всё остальное у них общее! Помните сами и дайте понять ребенку: лучший подарок – это ваше внимание и общение.

         Итак, с одной стороны мы имеем сильное желание взрослого порадовать ребенка подарком, с другой – ребенка, который не в состоянии адекватно оценить факт дарения, с третьей – обиженные, завистливые взгляды остальных детей, которые очень четко отслеживают ваши действия (причем особенно зорко обычно наблюдают дети в возрасте 2-7 лет). Что делать?

         Многое здесь зависит от возможности посещения ребёнка. Идеальный вариант предполагает достаточно частые ваши визиты, потому что при этом совсем не обязательно каждый раз приходить с подарком, связывать свой приход с дарением. В противном случае, ребенок будет встречать вас вопросом о сегодняшнем подарке, а если однажды вы придете без него, он будет считать, что провинился, а значит, сегодня вы любите его меньше, чем в прошлый раз.

         И последний совет. Если позволяют финансовые возможности, то можно преподнести и коллективный подарок. Тогда никто из детей не будет обижен, наоборот, ваш ребенок станет героем дня, поскольку это же его будущие родители позаботились обо всех. Детей лучше всего порадовать незатейливым угощением. Выбирая шоколад, подумайте, что обычно родители предпочитают покупать своим детям иные, более полезные вкусности, и воздержитесь от покупки сладостей. Остановитесь на фруктах. Лучше, если они будут привычными для вашего региона, несложными в обращении – яблоки, груши, бананы (исключите, например, цитрусовые по той причине, что они могут вызвать аллергию, да и очистить от кожуры их трудно). А можете подарить каждому ребенку по шарику, фломастеру, наклейке – вроде и одинаковое у всех, но в то же время и разное – по цвету или рисунку. Вы готовы сделать счастливым одного ребенка, но пусть несколько минут радости почувствуют и остальные…

Н.Е. Затямина, ведущий специалист, методист отдела

по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей