ЗАПРЕЩАТЬ ИЛИ РАЗРЕШАТЬ

       Запрет – это некая граница, которую мы ставим перед ребенком для того, чтобы его защитить. Запреты детьми воспринимаются без энтузиазма, на них ребята реагируют обидой, раздражением, злостью, возмущением. Но запрет все равно важен для ребенка, потому что позволяет, успокоиться, понять, что есть кто-то большой и взрослый, который смотрит за ним и оберегает.

Но оберегать детей надо правильно. Всегда соблюдайте простые правила, и строго следуйте им.

Не нарушайте сами запреты!

         Можно много раз повторять, что нельзя в уличной обуви проходить в комнату, чтобы не нести грязь и микробы в квартиру. И только один раз на глазах у ребенка на цыпочках в сапогах пробежать в комнату за забытыми ключами от квартиры. Все! Можете поставить крест на этом запрете. «Раз можно маме – значит, можно и мне»,- думает малыш. «Ведь мама не может делать неправильно, неправильно понял я ее запрет».

Все запреты должны быть даны только спокойным тоном!

         Это, пожалуй, самое трудное – не злиться, когда ребенок не слушает. Во-первых, ребенок подсознательно решит, что запрет может быть снят, когда у мамы или папы будет хорошее настроение. Во-вторых, малышу и так трудно переступить через себя, выполняя то, что ему не хочется делать. Психика ребенка еще слишком слаба, чтобы с легкостью преодолеть свои желания и нежелания. Зачем же усугублять ситуацию? Лучше доброжелательно объясните, чем вызван этот запрет. И ребенок с удовольствием сделает то, что категорически делать отказывался.

Аргументируйте свой запрет!

         Очень важно сохранить с ребенком доверительные отношения. Не бойтесь показаться излишне откровенными, объясните ребенку максимально доверительно и по-взрослому, чем вызван запрет. И тогда ваш запрет воспримется как необходимость, а не как очередное «заблуждение» родителей, вызванное несовременностью и незнанием жизни. Увидите, ваш ребенок еще будет со знанием дела рассказывать своим друзьям о необходимости этого запрета, со своей точки зрения.

Приводите красочные примеры.

         Чтобы что – то запретить, можно «обыграть» ситуацию. Например, показать ребенку, что бывает с куклой, когда она сидит на подоконнике у открытого окна или высовывается из окна на улицу. Что бывает с пушистой беленькой собачкой, если она попадет под дождь и заболеет. Что может случиться с зайчиком, который на красный сигнал светофора переходит улицу и так далее.

Нельзя , значит, нельзя! Даже если ребенок будет упрашивать и плакать.

         Если родители не последовательны в своих требованиях, то ребенок быстро понимает, что любой запрет можно снять, если начать капризничать, упрашивать, или закатить истерику. Не пытайтесь перекричать ребенка, закипая как чайник. Наоборот, спокойно скажите ему, что истерика – это еще и последующее наказание, которое не отменяет предыдущего запрета. Не меняйте своего решения.

Запреты всеми членами семьи.

         Ваши запреты должны быть согласованными с другими членами семьи. Если папа или мама не разрешают ребенку что – либо, то и бабушки, и дедушки не должны позволять запрещенного.

         В жизни ребенка должны быть не только запреты, но и много любви, добра и ласки. Если есть любовь – тогда легче воспринимать любые границы и запреты.

Список используемых источников:

  • О.Шелопухо «Ох, уж эти детки…» Олма – Медиа групп, 2011 г;
  • www.lady-mari.ru

Н.А. Пономарева, ведущий специалист,

методист отдела ОР по ПСН и СС