КАКИЕ ИГРУШКИ НУЖНЫ ДЕТЯМ

      Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. В «друзья» маленькие мальчики и девочки скорее выберут куклу, мишку, котёнка, зайчонка, то есть существо, похожее на человека, близкое ему и понятное.

         Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации. Для этого приобретите малышу игрушки разных видов.

         Игрушки, позволяющие проигрывать реальные жизненные ситуации: кукольное семейство (может быть и семья зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машина, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральная машина, плита, телевизор, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железная дорога, телефон и т.д.

         Игрушки, помогающие «выплеснуть» агрессию: солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.

         Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски, пластилин, мозаики, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.

При покупке игрушки надо определить, соответствует ли она возрасту ребенка.

         Для 2-летних детей можно приобрести большой разноцветный мяч, составные пирамидки, мягкие игрушки. Подойдет большая пластмассовая машина или коробка, которые уже с этого возраста будут приучать ребёнка к аккуратности, самостоятельности, так как в них надо складывать после игры свои игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своё игровое место в квартире, а у игрушек свой домик.

         К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным с чёткой формой игрушкам, прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная понятная ребёнку игрушка.

         На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в «дочки-матери», в «папу и маму», в «магазин», в «доктора», «детский сад» и т. д.

         Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование при выборе игрушек – «бытовые игрушки» должны быть похожи на «оригинал» и быть достаточно прочными и безопасными.

         К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, так как детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья – деньгами, нарисованные на бумаге орнаменты – ковром в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.

         К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес. Появляется возможность для проигрывания разных вариантов жизненных ситуаций с одними и теми же игрушками. У детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

         Шестилетний ребёнок будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу – трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребёнке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребёнке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни делать для других.

         В школьном возрасте дети учатся играть без игрушек. Им всё больше начинают нравиться подвижные игры со сверстниками с помощью мячей, скакалок. В играх ребёнок учится выигрывать и проигрывать, подчиняться правилам, признавать выигрыш другого ребёнка, общаться и работать совместно со взрослыми и сверстниками в команде.

         Помните, что все игрушки, кроме любимой, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время её появление вызовет у ребёнка новый эмоциональный или познавательный интерес.

         И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в магазин игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочет, ему совсем не нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и покупайте игрушку.

Список используемых источников:

  • В.Р.Кучма, Н.К.Барсукова «Игрушки, игры и предметы для детского возраста» ГЭОТАР-Медиа, 2011;
  • www.detsad-romashka/ucoz.ru

Н.А. Пономарева, ведущий специалист,

методист отдела ОР по ПСН и СС