ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В СЕМЬЕ

                                                                                          Формирование нравственной культуры в семье

Проблема нравственного развития личности всегда была одной из актуальных.

         Особую значимость нравственное воспитание приобретает в современном мире в связи с ростом нетерпимости и ожесточённости людей, дезинтеграцией внутреннего мира личности, образования вакуума духовности. Разрушаются социальные связи и нравственные устои. Особенно ярко это проявляется в детской и подростковой среде. Нравственное сознание детей и подростков становится примитивным, растут цинизм, грубость, жестокость и агрессивность. Стремительно возрастает количество преступлений и правонарушений, совершенных несовершеннолетними, возникает большое количество неформальных групп подростков, имеющих асоциальную направленность. А ведь подростковый возраст – это период, когда человек пытается найти свое «Я». Появляется острая потребность в самоопределении, в поиске смысла жизни. Избранные в этот период мировоззрение, интересы и ценности останутся с ним на долгие годы жизни. Поэтому очень важно в этом возрасте сформировать духовно-нравственную культуру личности подростка.

         Помочь ребенку оптимально пройти один из сложных периодов формирования его личности может и должна семья. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что ребенок в ней находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности и по важности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

         Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. В связи с этим возникает вопрос о том, как усилить положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на подростка. Для этого необходимо точно определить основные условия формирования духовно-нравственной культуры подростка в семье.

         Опираясь на труды известных советских и российских педагогов можно выделить несколько правил семейного воспитания, которые необходимо соблюдать, чтобы развить духовно-нравственную культуру личности.

1. Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать других людей, делать добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботы членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на психику подростка, даёт широкий простор для проявления его чувств, формирования и реализации его нравственных потребностей.

2. Атмосфера искренности. Родители не должны лгать детям. Ложь и обман подросток подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой, и, подметив, впадает в смущение и подозрительность. Если ребенку нельзя сообщить что-нибудь, то лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу его осведомленности, чем выдумывать и врать.

3. Разъяснение. Воздействие словом. Слово должно применяться именно к конкретному человеку, оно должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе человека, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда можно рассчитывать на эмоциональное воздействие. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость. Но именно в ходе этих рассуждений дети постигают нравственные понятия.

4. Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Часто родители упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится. Правильно поступают те родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в успехе. В чём же вред упреков? Основное зло в том, что упреки вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения и преодолевать трудности.

5. Крайней мерой является наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека.

6. Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и нелесную оценку его действий. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о нем.

7. Очень важным методом в воспитании являются запреты. Они предупреждают многие опасности, учат подростков разумно относиться к своим желаниям. Желаний у подростков очень много, но невозможно, да и не нужно все их удовлетворять, так как потворство действует очень вредно. Воспитание желаний – тончайшая филигранная работа родителей. С детства надо учить человека управлять своими желаниями, учитывать желания других людей, правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя».

8. Необходимо воспитывать чувства. Это значит и словом и делом вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку. Суть эмоциональной ситуации состоит в том, что в связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает переживания другого и отвечает на них собственными. Чувства не навязываются, а пробуждаются.

9. Надо подавать пример трудолюбия. Постоянно наблюдая за работой взрослых, подросток начинает и сам включаться в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

10. Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни подростка: чрезмерных лакомств, беспорядочной еды и сна, табака, алкоголя.

11. Оградить подростка от контакта с безнравственными людьми. Взрослые должны строго контролировать свои поступки, чтобы не послужить подростку примером безнравственного поведения.

12. Родителям необходимо обращать внимание на свои семейные отношения в целом.

         Уважаемые родители, соблюдение вышеизложенных правил позволит создать в Вашей семье обстановку, необходимую для формирования духовно-нравственной культуры личности. Ваши усилия не будут напрасны, они проложат путь к счастливому будущему Вашего ребенка.

В.В. Павленко, ведущий специалист,

методист отдела ОР по ПСН и СС