ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Особенности общения подростков

Отрочество – это беспокойство: «Вдруг я не такой как все?» и ужас: «Вдруг я, такой как все?»

         В отрочестве впервые человек начинает стремиться познать себя как личность. Подростки хотят занять в мире свое место и обозначают его на планете. Им не нужна анонимность. Им нужно заявить о себе: «Я есть!» Что же представляет из себя подростковое общение?

Общение подростков со взрослыми

         В подростковом возрасте общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства «взрослости»:

  1.   Они начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав.
  2.   Но, несмотря на внешний протест, подростки испытывают потребность в поддержке, необходимость поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни. Им самим трудно начать столь близкое общение. Взрослым людям следует проявить активность и стать подростку другом.
  3.   Подростки, как правило, имитируют поведение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, причем в первую очередь обращают внимание на внешнюю сторону.

Общение подростков со сверстниками

         Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а своим сверстникам. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу с ними, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств своих друзей. По отношению к родителям подросток, как правило, занимает негативную позицию.

         Успехи в среде сверстников в подростковом возрасте ценятся более всего. В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои кодексы чести. Нормы и правила заимствуются из отношений взрослых. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.п. Если подросток подвел, предал, бросил, он может быть избит, ему могут объявить бойкот и оставить в одиночестве. Подростки жестко оценивают сверстников, которые в своем развитии еще не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы.

         Для подростка большое значение имеет обретение лучшего друга. Подростковая дружба, начавшись в 11, 12, 13 лет, постепенно переходит в юношескую, уже с другими особенностями взаимной идентификации. По большей части детские дружеские отношения остаются в душе взрослого на всю жизнь.

Общение подростка со сверстниками противоположного пола

         К концу подросткового возраста возникает интерес к другу противоположного пола, стремление нравиться, и как следствие этого появляется повышенное внимание к своей внешности, одежде, манере поведения. Особое значение в этой связи придается личной привлекательности – это имеет первостепенное значение в глазах сверстников.

         В 7 – 8 классах между мальчиками и девочками появляются более романтические отношения, они начинают писать друг другу записки, назначают свидания. Даже взгляд подростков обретает особую цену: «Он (она) на меня так смотрит! Я ему (ей) нравлюсь». Если ответных взглядов нет, то подросток сильно страдает. У девочек переживания прорываются в слезы и отчаянные возгласы: «Он не любит меня!».

         На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание стать лучше, появляется потребность к самосовершенствованию. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием.

Язык общения подростков

         В неформальных подростковых объединениях формируется (или заимствуется из старших по возрасту группировок) своеобразный сленг или арго – слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками. Речь подростков может быть сплошь сленговая, или иметь в обороте и 5-7 сленговых слов.

Правила общения родителей с подростком

  1.  Правила, ограничения, требования, запреты, обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Но их не должно быть слишком много, и они обязательно должны быть гибкими.
  2.  Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (потребностью в движении, познании, общении со сверстниками, мнение которых он часто уважает больше, чем мнение взрослых).
  3.  Правила, ограничения, требования, запреты, должны быть согласованы взрослыми между собой.
  4.  Тон, которым сообщено требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.
  5.  Наказание за ошибку подростка должно соответствовать серьёзности проступка, и здесь важно не переусердствовать.

Как выстроить с ребенком доверительные отношения

  1.   Беседовать с подростком дружелюбно, в уважительном тоне.
  2.   Быть одновременно твердым и добрым, выступать в роли не судьи, а советчика.
  3.   Снимать излишний контроль.
  4.   Поддерживать подростка.
  5.   Иметь мужество и терпение при изменении поведения подростка.
  6.   Демонстрировать доверие к подростку и уверенность в нем.

Как не стать его врагом?

  1.   Главное в отношениях с подростком – ничего не «играть», быть готовым подстраиваться под постоянно меняющиеся ситуации и настроения, иметь гибкую позицию по отношению к мнениям и взглядам ребёнка и уважать любые проявления его личности.
  2.   Регулировать отношения с ребенком с помощью своего авторитета, статуса и конкретных действий.
  3.   Открыто обсуждать волнующие ребенка вопросы с ним, говорить на его языке и вместе находить иные пути для самоутверждения.
  4.   Важным будет умение сохранять чувство юмора и оптимизм.
  5.   Если подросток захочет задать вопрос об отношениях с кем бы то ни было или спросить о том, что его волнует, не отказывайте ему в совете, но помните, что каждый вправе поступить так, как считает нужным.

Правила «заключения» договоров с подростком:

  1.   Договариваться нужно «на берегу» – до того, как ребёнок пойдёт гулять, в гости к друзьям, и т.д.
  2.   Сразу определить, что является «штрафом» несоблюдения договора. Лучше всего штрафом выбрать уменьшение часов на встречи и прогулки с друзьями или проведение времени в Интернете, или наказание в виде непосещения любимого кружка, спортивной секции. Помните – ограничивая ребёнка, Вы повышаете значимость того, в чём ему отказываете.
  3.   В случае несоблюдения договора, Вы твёрдо и уверенно напоминаете ребёнку об условиях договора и снова спокойно проговариваете вслух условия вашего договора. После этого Вы назначаете день, в который вступает в действие заранее оговоренный «штраф»: но делаете это без эмоций, без торжества, без сожаления, без мстительных ноток в голосе.

Что нельзя говорить ребенку

         Остерегайтесь говорить подростку: «Ерунда, не стоит внимания». То, что кажется вам пустяком, для них может стать трагедией.

         Избегайте фраз, которые можно истолковать буквально. Фразу «И зачем я тебя родила?» подросток может воспринять как то, что вы хотите его смерти.

         Подросток должен быть уверен, что его любят, несмотря на то, что он делает что-то не так. «Меня не устраивают твои поступки, но не ты сам» – вкладывайте этот смысл во все ваши выговоры.

         Даже в порыве гнева не говорите вашему ребенку, что вы от него устали, что он вас раздражает, и самое страшное – что вы его ненавидите… В период полового созревания его нервы постоянно на пределе. Вашу ругань он может принять как сигнал «уйти навсегда». Что будет с вами?

Методика реагирования на раздражения и конфликтность подростка:

  1.  Дайте ему высказать свои возражения, пока его ворчание и слова не перешли в крик, слёзы и истерику. Если дошло дело до истерики, дайте ему прокричаться и выплеснуть свои эмоции по максимуму. Оставьте свои обиды – Вы же не маленький ребёнок, а взрослый человек, не принимайте близко к сердцу всё сказанное Вашим ребёнком. Постоянно помните об изменениях его организма, не жалейте его, не ругайте, всем своим видом подавайте пример спокойствия и рассудительности. Учите его быть взрослым на собственном примере, и тогда Вы станете для него авторитетом. Поймайте момент, когда ребёнок успокоится и сделает выжидающую паузу. В этот момент нужно делать следующий шаг.
  2.  Спокойно спросите – чем именно ребёнок недоволен, почему он не согласен и какой путь решения он видит. Подчеркните, что вариант решения проблемы должен быть выгоден и Вам и ему – вы же теперь взрослые люди и должны учитывать права друг друга.
  3.  Выслушайте его не перебивая и начните объяснять свою позицию словами: «Я тебя понимаю, но тогда что делать мне….?» и объясните «невыгодность» своей позиции, но учтите – она по-настоящему должна быть невыгодней позиции Вашего ребёнка.
  4.  Выслушайте подростка ВНИМАТЕЛЬНО, если ему есть что сказать, если нет – резюмируйте: «Я предлагаю сделать так-то и так»… и озвучить позицию наиболее выгодную для вас обоих. Повторить эту методику до полной договорённости точно по инструкции, не срываясь, не делая вид, а внимательно слушая, искренне воспринимая подростка, как равного Вам в правах взрослого человека.

Взрослому от подростка

         Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть. И лучше проводить меня, чем указать мне путь. Глаза умнее слуха – поймут все без труда. Слова порой запутаны, пример же – никогда. Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел. Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ. И если все мне рассказать, я выучу урок. Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток. Должно быть, можно верить и умным словесам. Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам. Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет. Зато пойму как ты живешь: по правде или нет.

Н.Б. Крюкова, ведущий специалист,

методист отдела ОР по ПСН и СС