ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ У ПОДРОСТКОВ

      Игровая зависимость, в том числе и компьютерная – одна из проблем современных подростков, камень преткновения отцов и детей ХХI века. Особое коварство этой зависимости состоит в том, что процесс привыкания у детей происходит медленно и незаметен на первых стадиях.

         Подростки, находясь в непростой стадии психологического и полового созревания, подвержены желанию создать свой собственный виртуальный мир и уйти от реальности.

         У детей наблюдается нестабильность психики, которая может выражаться по-разному: в излишней обидчивости, ранимости или наоборот агрессивности.

         Психологическими признаками, говорящими о том, что подросток постепенно погружается в игровую зависимость, являются: пренебрежение учебой и друзьями, все увеличивающееся количество времени, которое подросток проводит за компьютером, на уроках он не может собраться, запомнить информацию, в результате чего ухудшаются его оценки. При отсутствии возможности игры или доступа к социальным сетям зависимый несовершеннолетний становится беспокойным, грубым и раздражительным.

         Физические признаки игровой зависимости проявляются следующим образом: сухость и покраснение глаз, частые головные боли, бессонница, отсутствие аппетита, боль в спине. Как правило, подросток становится безразличен к собственному внешнему виду, соблюдениям правил личной гигиены.

         Каковы причины игровой зависимости? Из-за чего одни дети нормально реагируют на новую игрушку, а другие с течением времени не могут без нее найти себе места.

Основными причинами игровой зависимости являются:

  •  нехватка общения со значимыми для ребенка людьми или сверстниками;
  •  недостаточное внимание родителей;
  •  застенчивость, закомплексованность, трудность в общении, неуверенность в своих силах;
  •  склонность мгновенно «впитывать» все новое и интересное;
  •  стремление быть «как все», не отставать от сверстников ни в чем.

Чем опасна игровая компьютерная зависимость?

  1.  Привязанность к компьютеру становится главным источником общения. На начальном этапе это может быть компенсацией дефицита общения в реальной жизни. Впоследствии подростку вообще не захочется общаться. Также подросток перестает контролировать время, находясь за компьютером.
  2.  Ребенок становится агрессивным, если ему отказать в доступе к любимой игрушке.
  3.  Вседозволенность в компьютерных играх может убедить подростка в том, что в реальной жизни тоже можно делать все ради достижения своей цели.
  4.  Пренебрежительное отношение к еде приводит к недостатку в организме питательных веществ и, соответственно, к нарушению нормального физического развития и появлению заболеваний.

Рекомендации родителям

         Следует помнить, что общее утомление организма при работе с компьютером у взрослого человека проявляется через 4 часа, у подростка – через 2,5 – 3. Также необходимо тщательно следить за осанкой во время работы: спина должна быть ровной, плечи расслаблены, а мышцы шеи не должны перенапрягаться.

Для того, чтобы у детей не было переутомления, не позволяйте им проводить много времени за компьютером:

6 – летний малыш не должен проводить больше 10 минут без перерыва за монитором.

С 8 до 11 лет дети могут проводить за компьютером 15 минут.

С 12 до 13 лет – 20 минут.

С 14 до 15 лет по 25 минут.

Подростки старше 15 лет – могут работать по полчаса непрерывно, после чего необходимо сделать глазную гимнастику и отдохнуть.

Как избавиться от игровой зависимости?

Проводите больше времени с ребенком, найдите общее увлечение!

         От игровой и компьютерной зависимости можно избавиться, если переключить внимание подростка на что-либо другое. Для этого, в первую очередь, обратите внимание на образ жизни вашей семьи – достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку, есть ли у вас свои интересы и разделяет ли ребенок их. Как часто вы собираетесь все вместе, чтобы выйти на природу, сходить в музей, покататься на велосипедах.

         Если такого нет, поговорите с подростком, дайте понять ему, что вам искренне интересны все его мысли и дела; предложите ему придумать какое-нибудь совместное мероприятие.

         Занятия спортом, путешествия и прогулки, общение с друзьями, интересы которых шире, чем жизнь онлайн – всё это способствует появлению новых жизненных целей и приоритетов у молодого человека. Главное, чтобы ваши с ним отношения носили не формальный, а искренний и доброжелательный характер, ведь часто дети с головой уходят в компьютер именно из-за нехватки родительской любви и внимания.

         Также необходимо помочь подростку обрести уверенность в себе (наверняка кроме компьютера существуют и другие виды деятельности, в которых он может быть лучшим), объяснить ему, что погружение в виртуальный мир – это не выход и не решение проблемы. Найти способ расширить круг общения ребенка (например, можно записать его в какой-либо кружок по интересам или отправить отдыхать в хороший детский лагерь – там будут другие ребята, с которыми ему, возможно, удастся наладить контакт).

         Уважаемые родители!!! Болезнь легче предупредить, чем лечить! Будьте внимательны к ребенку, к любым изменениям в его поведении и тогда вовремя сможете заметить проблему и решить ее на начальной стадии.

 

Н.Б. Крюкова, ведущий специалист,

методист отдела ОР по ПСН и СС