ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

 Первый год обучения в школе – очень сложный и важный период и для самих родителей, так как именно в этот период закладываются основы взаимоотношений с ребенком на долгие годы обучения. Ребенку требуется помощь, а родителям – терпение и понимание.

Советы родителям

  1.    Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения.
  2.   Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  3.   Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  4.  Не пропускайте трудности, возможные у ребёнка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
  5.   Поддерживайте первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения ребенка.
  6.   Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  7.   С поступлением в школу в жизни вашего ребёнка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своём педагоге.
  8.  Учение – это нелёгкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка. Но не должно лишать её многообразия, радости, игры. У первоклассника должно остаться достаточно времени для игровых занятий.
  9.   Поднимайте малыша пораньше, чтобы у него было время спокойно умыться, одеться, позавтракать, полностью проснуться и с вами пообщаться, зарядившись с утра хорошими эмоциями, он куда легче перенесёт грядущую разлуку.
  10.   Приучите ребёнка ежедневно собирать портфель, лучше накануне вечером, но не делайте это за него.

Как вызвать у ребёнка интерес к обучению в школе

  1.  Расскажите ребёнку о своих школьных годах.Такие беседы помогут вызвать интерес к школе и нейтрализовать возможные страхи. Поделитесь с ребёнком своими воспоминаниями о любимых учителях и предметах, о школьных достижениях (участие в олимпиадах или победе на школьном конкурсе), посмотрите вместе с ним свои школьные фотографии. Чем чаще слово «учёба», «учиться» будут звучать в положительном смысле, тем вернее будет складываться интерес ребёнка к получению новых знаний.
  2.  Организуйте дома рабочее место для будущего школьника. Позиция родителей должна быть такой: «Ты – будущий первоклассник, мы вместе подготовим тебе стол для занятий. Освободи часть полок от игрушек и выбери, где будут лежать твои учебники, карандаши и ручки». В результате ребёнок поймёт, что отношение к учёбе в школе отличается от отношения к посещению детского сада.
  3.  Приобщайте ребёнка к чтению, прививайте любовь к книгам – это важная часть подготовки к процессу приобретения новых знаний.
  4.  Поиграйте с ребёнком в «школу наоборот». Ребёнок будет учителем, а мама (папа, бабушка) – прилежными и не очень прилежными учениками. «Учитель» даёт задание нарисовать корабль (цифры, букву «А» и т.п.). Прилежные «ученики» стараются рисовать аккуратно, а нерадивый выкрикивает с места: «А я не умею! Я хочу домой к маме!». Важно побудить ребёнка к принятию взрослой роли учителя: «Сейчас у нас урок, он закончится через 15 минут, и ты пойдёшь домой. А пока постарайся нарисовать аккуратно». После выполнения задания «ученик» сам себя оценивает и «учитель» отмечает поведение и успехи «учеников». Безусловно, такая игра потребует творческого подхода к общению с ребёнком.
  5.  Отмечайте любой успех ребёнка в учебных занятиях. Без ощущения успеха мотивация ребёнка к учёбе пропадает. Оценивая свои результаты как неудачные, он рано или поздно потеряет интерес к этой деятельности. Чтобы ребёнок не утратил желание учиться при первых же трудностях, с которыми ему неизбежно придётся столкнуться, очень важно подчеркивать и отмечать его успехи в учёбе. Это должны делать именно родители. Среди педагогов похвала распространена значительно меньше, нежели порицание за ошибки. Если у ребёнка что-то не получается и даже если объективно хвалить его не за что, то надо непременно похвалить за старание: «Молодец, ты старался, в следующий раз у тебя обязательно все получится!».

Несколько коротких правил для родителей.

  • Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть.
  • Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
  • Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
  • Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
  • Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
  • Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
  • Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
  • Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
  • Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
  • Признавайте права ребенка на ошибки.
  • Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.
  • Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
  • И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

ПОМНИТЕ!

Быть родителем – особое искусство.

Родители лучше всех знают своего ребенка, а значит, первыми смогут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе.

 

Список используемых источников:

  • Ибрагимова В.Н. «Работа воспитателя с родителями учащихся 1 класса».

Н.А. Пономарева, методист отделения организации

по профилактике семейного неблагополучия