НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА И КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 Уважаемые родители, начались летние каникулы, и ваши дети удобно устроились у мониторов компьютеров, сидят тихо и никому не мешают и вроде при деле, но насколько это безопасно для их растущего организма, вы узнаете, прочитав эту заметку

         Трудно переоценить все удобства, которые связаны с возможностью использования компьютеров и Интернет-ресурсов, но с ними в нашу жизнь входят и новые проблемы. Ведь любое явление имеет свою оборотную сторону. Все чаще родители обращаются с жалобами на нарушения поведения, как в школе, так и в семье, проявляющееся в драчливости, жестокости, прогулах школы, воровстве, частых вспышках агрессии

         Обращаясь с подобными жалобами, родители не подозревают, что вызваны они длительным пребыванием в Сети Интернет. Хотя Интернет обеспечивает формирование объединяющей платформы, расширяет сферу общения, предоставляет огромные возможности для поиска различной информации, между тем чрезмерное увлечение Интернетом и компьютерными играми приводит к негативным последствиям для здоровья ребенка. Педиатры уже обратили внимание на то, что световые мелькания на компьютерном дисплее навязывают свои ритмы коре головного мозга.

         Особенно увлечены компьютерами дети с заниженной самооценкой, плохо успевающие в школе, испытывающие трудности в общении со сверстниками и т. п. Иными словами, чем больше у ребенка психологических барьеров в жизненной реальности, тем глубже он погружается в виртуальную атмосферу.

         Термин «интернет-зависимость» («Internet Addiction Disorder», IAD) ввел нью-йоркский психиатр Иван Голдберг, понимая под этим выражением поведение со сниженным уровнем самоконтроля, грозящее вытеснить нормальную жизнь. Он характеризовал это расстройство как оказывающее пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, семейную, финансовую и психологическую сферы деятельности. Однако вместо термина “Интернет-зависимость” И. Голдберг предпочитал использовать термин “патологическое использование компьютера” (PCU – pathological computer use).

         В настоящее время выделяют три стадии формирования “интернет-аддикции”, различающихся по степени выраженности расстройств.

         Первая стадия обычно носит характер увлечения “новой игрушкой” и всегда сопровождается труднопреодолимым желанием влечения к сеансу общения в Сети; зачастую в ущерб другим, более важным занятиям. Среди симптомов – появление душевного подъема, радостного возбуждения в предвкушении начала он-лайн общения, искажение чувства времени в Сети, причем, как правило, человек старается утаить от близких, что долго “сидел” в Интернете или заигрался так, что просто не мог остановиться.

         Вторая – включает в себя, нарушение внимания, снижение умственной работоспособности, навязчивые мысли, представления и воспоминания, возникающие при продолжительном воздержании от общения в Сети.

         Третья – стадия социальной дезадаптации. Она проявляется в постоянной потребности в сетевом общении при отсутствии ощутимого удовольствия от него; в выраженном депрессивном состоянии при непродолжительном воздержании от общения в Сети; нарастающей апатии, вялости, сужении круга интересов, резком снижении активности.

         В заключение хочется отметить, что использование компьютеров в процессе обучения стало реальностью, с которой невозможно не считаться. Однако следует помнить, что наряду с несомненными плюсами, которые несут компьютеры, существуют и негативные моменты.                  Нужно дозированное пребывание детей в Сети Интернет, чтобы свести отрицательные последствия влияния компьютеров на детей к минимуму, а на каникулярное время совместно с ребенком организовать продуктивный отдых.

Здоровья Вам и Вашим детям!

 

Н.А. Пичугова, методист отделения организации

работы по реабилитации инвалидов Как помочь детям стать внимательнее