КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЕЕ

  Успехи детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от их способности быть внимательными.

         Когда ребенок становится учеником, к нему предъявляются разного уровня новые требования, у него появляются новые обязанности. Кто-то из детей с ними справляется легко и просто, а для кого-то это сложный и порой трудный процесс.

         Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Конечно, в школе предусмотрены задания на внимание практически на всех уроках. Но надо заметить, что как бы ни старались учителя использовать эти задания в педагогической деятельности, они могут только поддерживать тот уровень развития внимания, который имеется у детей на данном этапе.

         Тем не менее, ребенку необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главным помощником ему могут стать родители.

Чтобы помогать ребенку, нужно знать, что надо делать и как.

         Что же такое внимание? Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Внимание имеет такие основные свойства, как концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение. И у ребенка может быть развито хорошо одно из названных свойств внимания и совершенно отсутствовать другое, которое как раз и требует коррекции.

         Поэтому прежде, чем приступать к занятиям по развитию внимания, надо знать, какие именно свойства слабо развиты у вашего ребенка, так как каждое свойство очень значимо для успешной учебной деятельности.

         Концентрация внимания – умение сосредоточиться на нужном объекте, его частях, способность вникнуть в задачу. Ребенок с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, тот, у кого не развито это свойство, бывает рассеянным и несобранным.

         Объем внимания – это количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5.

         Устойчивость внимания – это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа.

         Распределение внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: заниматься работой и наблюдать за окружающим.

         Переключение внимания – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Когда вы изучите внимание своего ребенка и выявите, какое свойство наименее развито, – можно приступать к занятиям.

         К числу эффективных средств развития внимания относятся игры и игровые упражнения, которые можно включать в любую, даже очень серьезную деятельность.

ПРИМЕРЫ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

  •  «Кто внимательный?» Читают текст. Дети должны понимать смысл и считать количество слов, например, со звуком [М].
  •  «Сколько чего?» Детям нужно осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, отбирая по любым признакам: цвет, форма, материал, из которого сделаны предметы, чтобы была определенная буква в их названии.
  •  «Повтори быстро». Ребенок может повторять за вами слова только тогда, когда вы говорите слово «повторите» (диалог идет быстрый). Можно использовать слова: «скажите», «произнесите» и т.д.
  •  «Построй в темноте». На столе кубики и спичечные коробки или иные предметы (части от конструктора, кубики разного размера). Ребенок с завязанными глазами должен быстро построить одной рукой столбик с основанием в один кубик (возможен соревновательный момент).
  •  «Не собьюсь». Счет до 30. Определенные числа (содержащие цифру 3, делящиеся на 3) называть нельзя. Вместо них – любое движение или слово (подпрыгнуть, сказать «не собьюсь»).
  •  Бросать мяч, называя существительные. Ребенок, принимая мяч, называет подходящий по смыслу глагол и говорит свое существительное, и т.д.

  •  Игры в шашки и шахматы. Эти игры не зря называют школой внимания. Надо просчитать ходы наперед, сделать выводы.
  •  Игра в перепутанные действия. Если я подниму руки вверх, дети – в стороны, если я присяду – дети подпрыгивают, и т.д.
  •  Нельзя забывать, что задания на развитие внимания часто встречаются в различных детских журналах и др. изданиях. Это хорошо вам знакомые лабиринты, рисунки с перепутанными линиями, нахождение отличий на картинках, вычеркивание в тексте определенных букв (через три), решение различных головоломок и др. Так вырабатывается сосредоточенность.
  •  Учитель или родитель предлагает решить устно несколькоарифметических примеров. Например, даны два числа – 84 и 26. Первую цифру второго числа нужно умножить на вторую цифру первого, к полученному произведению надо прибавить вторую цифру второго числа и из этой суммы вычесть первую цифру первого числа (2 х 4 + 6 – 8 = 6) (устойчивость внимания).
  •  Посмотреть на предметы в течение 1 секунды, и потом назвать: сколько и какие предметы изображены? Какие цифры изображены? В какую фигуру вписана та или иная цифра? (распределение внимания).
  •  Одновременно решать несложные математические примеры и слушать пословицы. Затем назвать ответы и повторить, что за пословицы были названы.                                                                                                                                                                                         а) писать числа от 1 до 20, а называть их при этом в обратном порядке.                                                         б) по таблице с буквами и цифрами – сначала назвать цифры по порядку, потом – буквы по алфавиту, потом чередуя букву – цифру (переключение).                                                                                                                                                     в) на листочке числа от 1 до 20 вразброс, надо указать и назвать их по порядку как можно быстрее.

         Помогайте вашим детям стать внимательными. Приобретайте и читайте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.

         Играйте вместе с детьми. Это дает возможность лучше понять ребенка, лучше его узнать, найти правильный подход, расположить его к себе.

Не забывайте о спортивных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание.

         Учите детей быть наблюдательными, умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире (что-то переставили дома, сломалась ветка дерева, сорвали цветок, который вчера еще был, и т.д.).

Все это будет способствовать обогащению и развитию личности.

 

Будьте внимательны к своим детям и у вас всё получится!

 

Использованы материалы сайтов:

Е.А.Болжеларская, методист отделения организации работы

по профилактике семейного неблагополучия