КАК РЕБЕНОК ВОСПРИНИМАЕТ ИНФОРМАЦИЮ

Как ребенок воспринимает информацию

         У каждого человека есть своя система восприятия (репрезентативная система), с помощью которой он получает наибольшее количество информации, ориентируется в окружающем мире, проявляет свое отношение к происходящему в мыслях, чувствах, поступках. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации выделяют в основном 3 типа:

  •  визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения;
  •  аудиалы – те, кто в основном получает информацию через слуховой канал восприятия;
  •  кинестетики – люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Словарь общения (слова и выражения, которые ребенок употребляет чаще всего)

  • Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотрю, наблюдаю, показываю, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный);
  • Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, расскажите, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.);
  • Словарь кинестетика, в основном, включает слова, описывающие чувства или движения (почувствовать, соприкасаться, схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший, держать и пр.).

Направление взгляда, движение глаз

  • У визуалов при общении взгляд направлен в основном вертикально вверх, вверх в угол, расфокусированный взгляд прямо перед собой;
  • У аудиалов – по средней линии – горизонтали, в левый нижний угол;
  • У кинестетиков вниз, в правый нижний угол.

Особенности внимания

  • Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно;
  • Аудиал легко отвлекается на звуки;
  • Визуалу шум практически не мешает.

Особенности запоминания

  • Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами, поэтому ему нужно больше читать, рассматривать схемы, таблицы, иллюстрации, пытаясь запомнить каждую информацию. Главный источник для него – учебник;
  • Аудиал помнит то, что обсуждал; запоминает слушая. Ребенку нужно проговаривать то, что учит, непонятный материал поймет скорее, если его еще раз прочтут окружающие. Главный источник информации для него – прослушивание;
  • Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь. Если Ваш ребенок относится к этому типу, то эффективнее будет не просто учить материал, а каким-то образом работать с ним (самостоятельно составлять таблицы, схемы, записывать кратко главные мысли – вести конспект, работать с картами и т.д.). Главный источник для него – свои собственные записи и все сделанное своими руками.

Поведение ребенка при записи домашнего задания на уроке

  • Визуал послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске;
  • Аудиал если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Может перезвонить одноклассникам и узнать о том, что задано;
  • Кинестетик чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.

При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется

  • Визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
  • Аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами – так ему легче справиться с заданием;
  • Кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома – сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.

Очень важно общаться с ребенком на «его языке»

  • С визуалом использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;
  • С аудиалом использовать вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
  • С кинестетиком использовать жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов.

Очень важно общаться с ребенком на «его языке»

  • Визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
  • Аудиалу – сказать шепотом «ш-ш-ш»;
  • Кинестетику – положить руку на плечо, похлопать по нему.

Список использованных источников:

  • Школа Успеха. Ольги Соколовой olsokol-edu.ru

Пичугова Н.А., методист отделения

организации работы по реабилитации инвалидов