«Неудобный» ребенок в классе

     Проблема отношения к детям из замещающих семей, в первую очередь учителей в школе, сегодня одна из самых сложных. Приемные дети в силу своих психологических особенностей чаще всего попадают в категорию так называемых «трудных», «неудобных», «непривлекательных», дезадаптированных.

     «Неудобный ребенок» – это «стихийное бедствие». Он способен вывести из себя даже самых спокойных и терпеливых взрослых. Это его постоянно одергивают, стыдят и ругают. «Будь внимательным! Не отвлекайся! Сосредоточься! Соберись! Слушай учителя!» – эти наставления постоянно слышат дети. Все проблемы усиливаются при поступлении в школу, когда требования значительно возрастают. Растут и жалобы учителей: «Не слушает, легко отвлекается, быстро теряет интерес к занятиям». В общем, он очень и очень неудобный для всех ребенок. Его поведение может быть продиктовано физической болью, о которой он не может сказать, скрытой или явной болезнью, иным типом устройства нервной системы, другим способом обработки информации, генетикой, органикой, психиатрией, всем сразу или неизвестно чем. В любом случае он вызывает у родителей, родных и тех, кто с ним взаимодействует, МНОГО ЧУВСТВ.

     Ребенок прекрасно считывает чувства других в отношении себя: транслируя ребенку свою, пусть подсознательную неприязнь, в ответ получим ненависть. Транслируя страх, получим неуправляемость. Транслируя недоверие, получим изворотливую ложь. Транслируя сентиментальную жалость, получим наглость и манипуляции. Мы можем контролировать себя и никогда не произносить вслух «ничего такого», но если наши глаза, тон голоса, движения выражают одну мысль «Ты не такой, как надо!», ребенок это почувствует. Ребенок, за которого приходится краснеть. Стыдно перед учителями, перед своими и другими родителями и даже перед собой. Часто взрослые не понимают, что происходит, ведь сами в школе они учились хорошо и никогда себя так не вели.

     Ребенок, с которым разговариваешь каждый день о том, как надо вести себя в школе, но все без толку, чем дальше – тем хуже…

     Ребенок, который после замечания становится агрессивным или молчаливым. И совершенно упрямым.

     Так что же делать?! Когда уже стыдно встречаться с учителем. Когда все мыслимые и немыслимые способы перепробованы. Когда в воспитательном процессе уже поучаствовали все родственники: от папы до прабабушки…

     Предлагаем несколько способов договориться с «неудобным» ребенком, которые подойдут и учителю, и родителям.

  1. Главным аспектом познания «неудобного» ребёнка является умение и желание видеть, разглядеть в нём не проблему, а личность. Наблюдение – часть научного открытия. Наша задача – открыть в нем гения или, если вам это не по силам, то откройте в нем хотя бы просто ученика.
  2. Таких детей нельзя ругать. А наоборот, хвалить за то, что получилось. Даже если ребенок написал из строчки текста красиво одну букву – обведите ее в кружок, подчеркните и скажите: «Какая красивая буква получилась!» А дальше скажите ребенку: «А эти буквы мне обводить не хочется, как ты думаешь, почему?» И ребенок вам сам ответит, потому что грязно/криво/некрасиво. Оставьте вывод за ребенком. Тогда ребенок будет вам доверять.
  3. Сделать ребенка помощником и союзником. Важно создавать у ребенка ситуацию успеха и показать, что он нужен и важен.
  4. Этих детей нельзя учить. Если начать им давать готовые решения, то скорее всего ребенок будет кричать: «Я и так все знаю!». При обучении лучше ставить перед детьми проблему: «А догадаешься ли ты, а как ты думаешь, найди у меня ошибку, сейчас будет суперсложный пример, мне интересно, как ты выкрутишься…».

     Если нужно проверить знания, то хорошо работает способ «найди у меня ошибку» или «я забыла, может ты мне подскажешь»? Нужно ставить перед ребенком такую проблему, какую он может решить.

  1. Нужна хитрость. Строгость надо сменять добрым взглядом, а выговор – похвалой.

       Детей можно ругать только по следующему алгоритму.

       Заранее скажите ребенку, что вы собираетесь высказать своё мнение о его действиях.

       Выговариваете ребенку сразу же после допущенной им ошибки.

       Говорите ему, что конкретно он сделал неправильно и что вы чувствуете по поводу его поступка или ошибки.

       На несколько секунд замолкаете, добиваясь полной тишины, чтобы он прочувствовал то, что испытываете вы.

       Обнимаете или иным образом (например, улыбкой) даёте понять, что вы на самом деле на его стороне.

  1. Хвалить детей тоже нужно иначе.

     Похвала хорошо воздействует, когда вы говорите ребенку в лицо, что собираетесь его похвалить за… Глаза должны находиться на уровне детских глаз.

     Хвалить, не откладывая, конкретно говоря ребенку, что он сделал правильно! Что вам больше всего понравилось и почему.

     Говорите ребенку, как вам приятно то, что он сделал правильно, как это поможет ему и даже всем близким, всему классу.

     Обязательно делайте паузу, чтобы дать ребенку почувствовать, как вам приятно.

     Побуждайте добиваться еще больших успехов. (Например, предложив в следующий раз красиво написать не 2 буквы, а 4 буквы).

     Пожимайте руки, обнимайте или иным образом устанавливайте контакт (погладить по голове, улыбнуться), чтобы стало ясно, что вы поддерживаете успех ребенка!

  1. Если учитель не любит вашего ребенка, проблему надо решать. Попробуйте сначала поговорить с учителем, затем с директором, если не получается – идите в Управление образования. Можно перевести его в другую параллель или вообще в другую школу. Ни в коем случае не надо оставлять ребенка в состоянии длительного стресса.

     И самое главное – научитесь принимать своего ребенка, ничего не ожидая от него. Неважно, как он учится и как себя ведет, любите его таким, какой он есть. Да, в 15 лет это труднее, чем в пять или в семь. Ребенок не должен вызывать у вас отторжения. Но для этого вам надо сначала полюбить себя.

Список источников

  1. Людмила Петрановская «В класс пришел приемный ребенок», ООО «Издательство АСТ», 2017.
  2. Людмила Петрановская «Минус один? Плюс Один! Приемный ребенок в семье», «Издательство Питер», 2015.
  3. https://inosmi.ru/world/20131006/213622007.html
  4. http://gladtolearn.ru/blog/neudobnye-shkolniki/

 

Ведущий специалист, методист

отдела работы с приемными семьями Е.Н. Коломийчук

 

Заместитель начальника отдела Н.И. Некрасова