Игровые технологии в профилактике и коррекции девиантного поведения у детей и подростков

  Девиантное поведение – отклоняющееся от принятых в обществе правовых или нравственных норм поведение.

  Данная проблема актуальна для людей всех возрастов. Однако детские и подростковые расстройства поведения заслуживают отдельного внимания. Они могут проявляться как в незначительных отклонениях от норм и ценностей, так и в серьезных правонарушениях, асоциальных действиях, имеющих разрушительные последствия для личности ребенка и общества. Ребенок не в состоянии самостоятельно справиться с возникающими отклонениями, ему требуется помощь.

  Одной из эффективных технологий коррекции отклоняющегося поведения считается игра. Игра – это естественная форма взаимодействия между людьми, которая позволяет не только тренировать определенные умения и навыки, но и помогает проживать различные состояния, расширять репертуар поведения.

  Эгоцентризм, свойственный детям, часто препятствует установлению доверительных контактов между сверстниками. С помощью игр можно обучить детей:

  • социальной компетентности;
  • навыкам конструктивного взаимодействия;
  • оказанию помощи другим людям;
  • умению поставить себя на место другого;
  • терпимому отношению к чужим недостаткам;
  • умению радоваться успехам других;
  • ведению доброжелательного диалога;
  • вежливому общению с окружающими.

   Для профилактики девиантного поведения у детей можно предложить несколько игр, направленных на формирование позитивного отношения к себе и окружающим.

     Игра «Назови себя»

   Дети сидят на стульях. В руках ведущего мяч. Он поочередно бросает его участникам. Каждый ребенок, поймавший мяч, называет свое имя и одно позитивное качество, начинающееся на первую букву своего имени. Например: «Антон – аккуратный, активный…», «Саша – самостоятельный, сильный, смелый…».

   Примечание. Иногда детям достаточно сложно подобрать необходимые слова на заданную букву. Поэтому на помощь приходит вся группа вместе с ведущим.

     Игра «Волшебный поезд»

   Ведущий предлагает детям покататься на поездах: «На наш вокзал прибыло три поезда. Выбирайте, на каком вы поедите. Первый поезд – поезд доброты: здесь поедут добрые дети. Второй поезд – храбрости: кто из вас самый храбрый? Третий поезд – вежливости: здесь поедут самые вежливые дети».

    После того как дети разделились на три группы, звучит веселая музыка и дети имитируют езду на поезде. Затем поезда меняют свои имена: ответственный, веселый, внимательный, дружелюбный, заботливый, уверенный, справедливый, находчивый, внимательный и т. п.

Педай В.И., ведущий

специалист, методист отдела

психолого-методического

сопровождения

Начальник отдела Г.Б. Колимбет