Особенности семейного системного консультирования в работе с замещающей семьей

  Процесс системного семейного консультирования предполагает решение проблем любого участника посредством включения в работу всей семьи. Это объясняется тем, что появление проблемных ситуаций у одного члена семьи, например, у ребенка может быть вызвано нарушением взаимодействия у других родственников, например, родителей. Психолог стремится обнаружить истинные причины проблемного поведения, сделать их очевидными для всех членов семьи, а также помочь не допустить их в дальнейшем.

   Работа психолога в рамках системного семейного консультирования с замещающей семьей направлена прежде всего на преодоление неадекватной близости, нечеткости границ между членами семьи. Такое консультирование сфокусировано на решении предъявленной семьей проблемы, задачи роста личности в этом подходе не ставятся, прошлое не затрагивается. Акцент переносится на те особенности коммуникаций в семейной системе, которые присущи настоящему. 

       Погруженность в проблемы с ребенком не оставляет времени и сил на понимание остальных членов семьи, что приводит к дисгармонии во взаимоотношениях в семейной системе.

  Основные запросы приемных родителей: ребенок не соответствует ожиданиям, раннее созданным представлениям, у родителей появляется неприязненное отношение к нему, эмоциональное отчуждение, невротические срывы. А если от ребенка скрывали правду о его приеме в семью, то часто он узнает об этом от посторонних и вследствие потерянного доверия к родителям  начинает демонстрировать девиантное, делинквентное поведение (побеги из дома, воровство, лживость, употребление ПАВ). В результате семейной и социальной дезадаптации  у родителей и детей может развиться депрессивное состояние (истощение своих внутренних и внешних резервов, постоянно тревожное ожидание «проявления неблагоприятного генофонда», недоверие к себе, как к родителю). 

    Именно ощущение невозможности что-либо изменить приводит многих замещающих родителей к отказу от приемного ребенка и возврату к прежнему образу жизни. Попытки самостоятельно разрешить проблему не оправдываются, и приемные родители обращаются к психологу часто уже на пике кризиса. И перед специалистом стоит непростая задача – помочь семье разобраться в трудной для них ситуации.

   Основная задача психолога на первых этапах семейного консультирования – оптимизировать эмоциональное состояние родителей и детей. Как правило, эмпатическое и партнерское отношение возвращает им уверенность в себе. Психологическое принятие приемной семьи стабилизирует её картину мира и самооценку, позволяя нормализовать взаимоотношения каждого с самим собой и с другими членами семьи. Безоценочное принятие личности каждого члена семьи, его переживаний позволяет пережить корректирующий эмоциональный опыт, нормализующий состояние.

   В качестве примера можно привести случай с приемной семьей, обратившейся первично в кризисной ситуации. Родители не чувствовали поддержки со стороны родственников, друзей, которые с недоумением оценивали ситуацию приема в семью двух детей школьного возраста. Своим отношением они провоцировали приемных родителей на депрессивные чувства и отвержение детей. И, столкнувшись с таким непониманием, семья решила обратиться к психологу, чтобы разобраться в ситуации, почувствовать  принимающее отношение к себе, утвердиться в новом для них семейном статусе. Психолог явился для них ресурсом, который они недополучили в обществе.

   Следующий этап психологического консультирования семьи в кризисной ситуации – отреагирование негативных чувств. Приемным родителям всегда важно высказаться не только для того, чтобы снизить уровень напряжения и расслабиться, но и для того, чтобы почувствовать в ответной реакции психолога принятие их переживаний. Проговаривание проблемы снижает уровень эмоциональной напряженности, освобождает когнитивные, интеллектуальные ресурсы,  освободившись от парализующего гнета аффекта, родители сами начинают лучше понимать свою проблему и возможные пути ее решения.

   Примером может послужить случай из практики, когда приемные родители в течение нескольких встреч высказывали накопившееся недовольство приемной дочерью, припоминали все мелочи: как она на них посмотрела, что сказала в тот момент, когда они ожидали, что она их послушается и сделает именно так, как они этого хотят и т. д. Психолог помог отреагировать родителям свои негативные эмоции, и только после этого они были готовы к переходу на следующий этап психологической работы – прояснение проблемы, проговаривание подробностей и деталей. Часто приемные родители воспринимают свои психологические трудности в самом общем виде. Они видят проблему под определенным углом зрения и не замечают, что в другом ракурсе рассмотрения она принимает совершенно другой вид, выглядит иначе. Поэтому психологу важно отзеркаливать проблематику семьи, подставлять своеобразное «зеркало», в котором по-новому, в более конструктивном аспекте отражаются все психологические нюансы актуальной ситуации. Понимание – это уже первый шаг к изменению.

     В качестве примера можно привести обращение приемной семьи, у которой ухудшились взаимоотношения после приема в семью девочки. Они просили помочь сделать так, чтобы приемная дочь перестала воровать из дома деньги, обманывать, огрызаться, потому что именно из-за этого, по их мнению, в семье возникают конфликты. Психолог стала выяснять мотивы принятия ребенка в семью, ожидания от совместного проживания, перспективы дальнейшего развития. Выяснилось, что инициатива взять ребенка предполагала вернуть им утраченное чувство близости, которое было пока их кровные дети проживали с ними (феномен «пустого гнезда»). От приемного ребенка они ожидали, что девочка будет испытывать чувство благодарности и не оставит их, когда повзрослеет (что сделали кровные дети, переехав за границу). Поняв ошибочность своих взглядов, они осознали свою ситуацию, бесперспективность своих требований, что позволило прорабатывать их проблематику уже на другом, более конструктивном уровне.

   Когда проблема обозначена, сфокусирована и осознана, психолог переходит к следующему этапу – выдвижение и анализ вариантов решения. Пристрастность и субъективизм приемных родителей в отношении проблем с ребенком часто мешает им увидеть наиболее эффективный выход из сложившейся ситуации. Помощь психолога заключается в стимуляции логического мышления. Позитивные и негативные последствия тщательно взвешиваются, определяется баланс, который помогает приемным родителям  логически вычислить наиболее оптимальное решение сложившейся ситуации.

   Но недостаточно просто принять решение по устранению проблемы, это решение необходимо сделать реальным и конкретным, что практически всегда требует составления плана с учетом реальных конкретных условий той или иной ситуации в семье. Задачей психолога в этом случае будет помощь и поддержка приемной семьи при разработке задач для достижения желаемой цели. Психолог не только расспрашивает семью о проблемах, но и узнает, какие особые цели семья ставит перед собой.

   Важным этапом психологического семейного консультирования являются контрольные встречи с семьей для профилактики рецидива. Психолог   напоминает о том, что у замещающей семьи с возвращением к привычному стилю жизни, к привычным взаимоотношениям с окружающими возможны возвраты к прошлому с периодическим ухудшением состояния, обострением проблематики в детско-родительских отношениях. Поэтому семье желательны встречи со специалистом, который не только предоставляет психологическую поддержку, но и обеспечивает обратную связь в отношении предпринятых для урегулирования проблем действий.

     Работа с приёмной семьёй требует максимальной толерантности и не должна быть слишком радикальной. Дело в том, что для приёмных семей характерна закрытость внешних границ, как правило, приход к специалисту – крайне вынужденный. Приёмные семьи часто идеализируют детско-родительские отношения, имеют сложное отношение к кровным родителям ребёнка, обсуждение этих тем вызывает много чувств.

 

Список литературы

  1. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М.: Класс, 2008.
  2. Мягер В.К., Мишина Т. МСемейная психотерапия. Методические рекомендации. Санкт-Петербургский НИИ психоневрологии
    им. В.М. Бехтерева. Л., 2006.
  3. Навайтис Г. Семья в психологической консультации.
    М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Модэк, 2009.
  4. Бебчук М.А., Жуйкова Е.Б. 3-я Международная научная конференция «Психологические проблемы приемной семьи» 6 -8 октября
    2007 г. (тезисы из докладов) Москва.
  5. Интернет-ресурс https//nsportal.

 

Ведущий специалист, психолог

отдела по работе с приемными семьями

ГКУ КК «Краевой методический центр»  С.Н. Катичева

 

Начальник отдела работы

с приемными семьями Н.П. Васюк