Отцы и дети: сложности отношений

     Цитаты про отцов и детей:

     «Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле».

     Пифагор

     «Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения».

     А.П. Чехов 

     «Когда дети ставили отца в тупик, он отправлял их в угол».

     В. Миронов

     «Когда, наконец, понимаешь, что твой отец обычно был прав, у тебя самого уже подрастает сын, убежденный, что его отец обычно бывает не прав».

     П. Лоренс

     «Легче отцу иметь детей, чем детям – отца».

     Папа Иоанн XXIII

     «Лучшее, что отец может сделать для своих детей, – это любить их мать»

     Теодор Хесберг

     «Ни один ребёнок не может опозорить родителей так, как родитель – ребенка».

     Ян Курчаб

     «Если люди говорят плохое о твоих детях – это значит, они говорят плохое о тебе»

     В.А.  Сухомлинский 

«Взрослые и дети – два                                                                        

разных народа, вот почему

они всегда воюют между

собой. Смотрите, они совсем

не такие, как мы. Смотрите,

мы совсем не такие, как они ».

     Рэй Брэдбери «Вино из одуванчиков»

     Мир взрослых и мир детей – это две вселенные между которыми лежит пропасть. И эта бездна не дает возможность и тем, и другим ощутить радость от взаимного существования, осложняет жизнь, калечит судьбы. И не потому, что с детьми или родителями что-то не так, просто они мало знают друг о друге, часто говорят на разных языках и не всегда готовы услышать голоса другой вселенной.

     Взаимоотношения взрослых и детей можно разделить на три этапа. Первый этап – детство. Этот период может быть более или менее счастливым, так как младшие практически всегда безоговорочно принимают ценностную систему старших.

     Второй этап – отрочество и юность. Взаимоотношения «отцов и детей» здесь могут складываться по-разному. Если продолжать прежнюю политику подавления по отношению к ценностной системе ребенка (который в этом возрасте уже не ребенок, но и не взрослый) – этот подход опасен. Для старших будут закладываться отношения противостояния поколений и их взаимная неприязнь. Молодые тоже не выигрывают от таких отношений: здесь часто возможны обиды, возникновение комплекса неполноценности, а то и более серьезные последствия, чреватые уже психическими заболеваниями. Поэтому родителям в это время следует проявлять максимум осторожности, терпения и толерантности по отношению к подросткам. Не стоит заводить дискуссии по поводу несущественных мелочей типа прически, косметики, одежды и т. п. Следует учитывать, что подросток в этом возрасте будет проявлять юношеский негативизм и отрицание ценностей старшего поколения. В зависимости от ситуации надо либо воздерживаться от замечаний вообще, либо вести мирный и уважительный по отношению к ребенку разговор. Старшим надо помнить, что этот период проходит каждая личность в своем развитии, чаще вспоминать свое собственное отрочество и юность и знать, что эта возрастная «болезнь» скоро пройдет, а вот осложнения, которые она вызовет, почти всецело зависят от поведения и тактики родителей, учителей и вообще взрослых.

     Итогом развития на этом этапе является формирование в основных чертах ценностной системы и типа эмоционально-ценностной ориентации.

     Третий этап – это вхождение юноши или девушки во взрослую жизнь, которая начинается не с определенного возраста, а с выработки собственной ценностной ориентации, принципиально своей системы ценностей. Такая система редко совпадает с ценностной системой старших. Да это и не обязательно, потому что наступит время, когда ребенок будет обязан жить своим умом, если он не хочет обратиться в вечного ребенка, в пассивный объект воспитания (неважно, кто его будет воспитывать – родители, жена, теща, свекровь, приятели в компании, начальник трудового коллектива и т. п.).

     В этом возрасте отношения отцов и детей, конечно, изменяются, но все же не перестают, как правило, существовать. Здесь можно отметить три тенденции развития этих взаимоотношений. Первой и самой благополучной является более или менее полное сочетание ценностных систем старших и младших (откуда может развиться свободный разговор, непринужденное общее проведение досуга, взаимная радость общения и т.п. положительные культурологические последствия). При этом варианте, как правило, устанавливаются отношения взаимопомощи: не только отцы, помогают своим детям, но и наоборот – ребенок может оказать существенную поддержку, помогая родителю поддерживать контакт с изменяющейся реальностью.

     Второй вариант – это полная несовместимость ценностных систем «отцов и детей», порождающая часто не просто неприязнь, но и прямую ненависть.

     Третий вариант –это полное взаимное равнодушие, иногда слегка завуалированное в соответствии с этикетом и нормами общественной нравственности. Последний тип отношений, правда, не всегда является результатом взаимного равнодушия; существуют ситуации, когда люди разного возраста не могут друг друга понять.

     Как видно из всего сказанного, проблема воспитания – это проблема и детей, и родителей. Детям следует с почтением относиться к родителям, уважать их опыт и мудрость, не стыдиться перенимать полезные навыки. Родителям же пойдет на пользу искреннее доверительное общение с выросшими детьми: их знания могут не раз пригодиться. Важно научиться уважать позицию другого человека, принимать его таким, какой он есть на самом деле, и не пытаться его переделать.

 

 

ведущий специалист, психолог ОККПТ

А.Л. Маркарян

Начальник отдела           Н.С. Белая