Нарушение привязанности у детей, причины и признаки

     Наш мир построен на принципе взаимности. Если один человек относится к другому с добротой, он ожидает её в ответ. Если кто-то ведет себя враждебно, вполне ожидаемо, что и окружающие ответят ему тем же. Если человек улыбается, он ждет ответной улыбки. Такой порядок вещей кажется очень логичным. Но в перевернутой реальности ребенка-сироты, пережившего физическое или эмоциональное насилие, ответные реакции обычно находятся вне этой логики.

     Дети, пострадавшие от жестокого обращения, слишком рано начинают понимать, что улыбкам доверять нельзя. Они знают, что взрослые в любой момент могут причинить боль. Их ранний травматический опыт учит, что безопасность может гарантировать только полный и абсолютный контроль над окружающей действительностью.

     Воспитание детей-сирот, переживших психологическую травму, может быть непростым делом для замещающих родителей. Но оно может стать легче, радостнее и эффективнее, когда они ясно представляют, что воспитывают глубоко травмированного ребенка и имеют определенный запас знаний.

     Проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются замещающие родители, во многом объясняются именно нарушениями в формировании привязанности в течение первых трех лет жизни ребенка. В широком значении привязанность – это тесная эмоциональная связь между двумя людьми, характеризующаяся взаимным вниманием, чуткостью, отзывчивостью и желанием поддерживать эти близкие отношения в течение длительного времени. Нарушение привязанности – это эмоциональное нарушение, при котором человек частично или полностью не способен искренне привязываться и формировать долгосрочные отношения с другими людьми. Проявляется это в боязливости, настороженности, трудностях адаптации и установлении близких взаимоотношений, поведенческих нарушениях (агрессия, аутоагрессия), отставании в интеллектуальном развитии.

     Каковы же причины нарушения привязанности?

     При утрате любимого объекта привязанности у ребенка возникает разрыв и нарушение привязанности. Существует 4 типа нарушенной привязанности, соотнесенные с классификацией Мэри Эйнсворт.

  1. Негативная (невротическая) привязанность – ребенок постоянно «цепляется» за родителей, ищет «негативного» внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь раздражить их. Появляется в результате пренебрежения или, наоборот, гиперопеки.
  2. Тревожно-избегающая привязанность.

      Родители отвергают ребёнка, не реагируют на его потребности, не поддерживают эмоционально. При этом человек во взрослой жизни обычно избегает близких отношений, держит партнёра на расстоянии, а ещё, как правило, скрывает свои чувства. Причём, несмотря на замкнутое поведение, такому человеку очень нужны отношения и поддержка. Без них он чувствует себя одиноким.

  1. Амбивалентная привязанность.

     Формируется в семьях, когда родители непоследовательны и непредсказуемы. Они то разрешают, то запрещают. То они рядом, то их нет. И ребёнок начинает цепляться за них, чтобы не потерять. У людей с таким типом привязанности низкая самооценка. Они очень зависимы, болезненно реагируют на малейшие изменения в отношениях, боятся остаться в одиночестве и поэтому постоянно требуют подтверждения любви.

  1. Дезориентированная привязанность.

     Часто формируется в семьях, где ребёнок подвергается физическому насилию. Его поведенческие реакции противоречивы и часто меняются. Человек с дезориентированным чувством привязанности может долго добиваться отношений, а добившись – тут же всё бросить и порвать.

     Привязанность возникает еще до рождения. Ощущения ребенка в материнской утробе напрямую влияют на его личность и способность формировать отношения с другими людьми. Злоупотребление алкоголем или наркотиками, сильный стресс или острое нежелание беременности – все эти факторы могут причинить ребенку вред еще до рождения. Большая вероятность развития нарушения привязанности у детей возникает, если в первые три года жизни он подвергался одному или более из следующих негативных воздействий: физическое, эмоциональное или сексуальное насилие, заброшенность, жизнь с матерью, чьи родительские способности были крайне ограничены, внезапное расставание с основным ухаживающим взрослым (например, болезнь или смерть матери либо тяжелая болезнь и госпитализация самого ребенка), хроническая депрессия у матери, переезды из одной замещающей семьи в другую.

     Потребность в принадлежности и любви является важнейшей для понимания специфики детей-сирот. Привязанность к родителю удовлетворяет у ребенка эту потребность. Именно наличие или отсутствие в истории жизни ребенка такой привязанности определяет в значительной мере то, какими будут отношения ребенка с приемными родителями.

     С первых дней родители сначала неуверенно, чаще угадывая, а не зная наверняка,  делают всё возможное, чтобы устранить дискомфорт младенца. Кормят, укачивают, меняют подгузники, веселят. Каждый такой акт заботы формирует в ребёнке чувство защищенности и понимание того, что любая его проблема решится, для этого достаточно всего лишь быть рядом с родителем. Так формируется волшебное свойство привязанности: утешаться самим фактом присутствия «своего» взрослого.

      В стране может быть экономический кризис, наводнение или война –если сами родители в порядке, если они с ребёнком не разлучаются слишком надолго и выглядят достаточно уверенными и спокойными  – ему хорошо. Потому что благополучие ребёнка зависит не от условий, в которых он живёт, а от тех отношений, в которых находится.

      В случае, если привязанность сформирована, ребенок нормально развивается, учится различать свои чувства и чувства других, мыслит логически, развивает социальные связи, развивает сознание, доверяет окружающим, становится уверенным в себе, лучше справляется со стрессом и переживаниями; меньше завидует, не подвержен страхам; развивает чувство собственной значимости и проявляет любовь и нежность к другим.

     Говоря о формировании привязанности у ребенка, которая сформирована благополучно, можно говорить о том, каким гармоничным, защищённым и душевным вырастет этот ребёнок.

     А чтобы ребёнок в более старшем возрасте не «попал под дурное влияние» замещающим родителям нужно постараться, чтобы их привязанность с ребенком была надёжной, прочной, чтобы он был уверен, что может на них рассчитывать.

 

 

     Список использованной литературы

 

  1. Боулби Дж. Привязанность. – М.: Гардарики, 2003.
  2. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. – М.: Академический проект, 2004.
  3. Аргайл М. Психология счастья. – Москва: Прогресс, 2007. 

 

    Интернет-ресурсы

 

  1. http://psiholog-bv.wixsite.com/gomel/single-post
  2. https://psycheforum.ru/topic

 

Ведущий специалист, психолог отдела работы

с приемными семьями         С.Н. Катичева

 

Начальник отдела          Н.П. Васюк