Диагностика суицидального поведения у подростков

     Суицидальное поведение – этапный процесс, включающий разнообразные проявления психической деятельности, направленной на самоубийство.

     В подростковом возрасте возникновению суицидального поведения способствует неблагоприятное социальное окружение. Именно здесь подростки могут найти или потерять опору, которая необходима им в жизни. К основным факторам причин подросткового суицида по оценкам исследователей можно отнести: взаимоотношения с родителями и сверстниками, проблемы в школе.

     Адаптированная проективная методика Сакса-Леви «Незаконченные предложения» позволяет направленно выяснить не только отношение подростка к окружающему социуму, но и некоторые личностные установки. Тест включает 30 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 11 групп. Некоторые группы предложений имеют отношение
к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели. Тестирование без обработки занимает от 20 минут до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).

     Инструкция: внимательно прочитайте приведенные ниже незаконченные предложения. На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами. Не нужно долго размышлять над каждым вопросом. Постарайтесь отвечать точно и правдиво.

  1. Думаю, что мой отец редко…
  2. Если все против меня, то …
  3. Будущее кажется мне …
  4. Знаю, что глупо, но боюсь…
  5. Идеалом женщины (мужчины) для меня является…
  6. По сравнению с большинством других семей моя семья…
  7. Моя мать и я…
  8. Я сделал бы все, чтобы забыть…
  9. Я мог бы быть очень счастливым, если бы…
  10. В школе мои учителя…
  11. Не люблю людей, которые…
  12. Моя семья обращается со мной как с…
  13. Я хотел бы, чтобы мой отец…
  14. Моя наибольшая слабость заключается в том…
  15. Моим скрытным желанием в жизни…
  16. Наступит тот день, когда…
  17. Хотелось бы мне перестать бояться…
  18. Считаю, что большинство матерей…
  19. Я часто чувствую себя виноватым, если…
  20. Больше всего я хотел бы в жизни…
  21. Когда буду старым…
  22. Моим самым живым воспоминанием детства является…
  23. Когда я был ребенком, моя семья…
  24. Я люблю свою мать, но…
  25. Самое худшее, что мне случилось совершить, это…
  26. Завтра я…
  27. Когда я закончу школу…
  28. Наступит день, когда…
  29. Если бы я был учителем…
  30. Я хочу жить, потому что…

Обработка результатов:

     Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную.

     Например:

     «Большинство известных мне семей …

  1. Несчастливы, недружные, распались – 2 б.
  2. Нервные, не очень дружные – 1 б.
  3. Все одинаковы – 0 б.

Ключ:

Группы предложений №№ заданий
1. Отношение к отцу 1, 13
2. Отношение к матери 7, 18, 25
3. Отношение к себе 2,14, 26
4. Нереализованные возможности 9, 15, 20
5. Отношение к будущему 3, 16, 21
6. Отношение к школе, к учителям 10, 29
7. Страхи и опасения 4, 17
8. Отношение к своему прошлому 22
9. Отношение к семье 6, 12, 23
10. Чувство вины 8, 19, 25
11. Планы, идеалы 5, 27, 28, 30

 

     Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Информативными в плане диагностики суицидального поведения являются все утверждения, направленные на планирование собственной жизни, на отношение к будущему, т. е. это вопросы № 3, 16, 21, 26, 27, 28, 30. У подростков, склонных к суицидальному поведению, наблюдается негативное отношение к окружающему, они не имеют планов на будущее или не могут их сформулировать достаточно чётко.

     Исследованию методом «Незаконченные предложения» должно предшествовать установление контакта с подростком и создание для него безопасной среды. Подросток должен быть уверен в соблюдении психологом конфиденциальности, что позволит испытуемому давать правдивые ответы.

Педай В.И., ведущий

специалист, методист отдела

психолого-методического

сопровождения

Начальник отдела       Г.Б. Колимбет