Как избежать профессиональных кризисов

 

     Бывают такие моменты в жизни, когда человек вдруг понимает, что его не устраивает и то, и другое, и третье. Начиная анализировать ситуацию, приходит к выводу, что наступил кризис. Для того чтобы разобраться с тем, как пережить кризис, необходимо для начала понять, что же такое кризис?

 

     Кризис (психологический) – это состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование индивида в рамках прежней модели поведения, даже если она целиком устраивала данного индивида.

     Это кризисы психологического состояния людей, которые проявляются в стрессах, страхах, чувстве неуверенности и т. д. То есть по факту получается, что больше не устраивает та система поведения (отношений), которая была ранее.

     Чаще всего к кризису приводит высокое напряжение на работе (дома, с друзьями). Появляется это состояние, и тогда кажется, что невозможно решить все проблемы, которые вдруг разом навалились.

     Необходимо учесть дополнительные особенности, которые могли способствовать развитию кризиса, например: переживания из-за развода, смерть близкого человека, кризис возраста (подросткового, среднего) и так далее.

     Если человек сам определит, какая эмоция преобладает в момент кризиса, и сможет следовать рекомендациям, то выход из кризиса последует быстрее.

     Часто для выхода из кризиса могут мешать стереотипы.

     Например, большинству мужчин сложно делиться своими проблемами, тем более просить о помощи. Ведь часто общество не одобряет, а иногда и осуждает такое поведение у мужчин. Поэтому мужчинам важно научиться работать с кризисной ситуацией внутри, при этом не забывая, что, держа напряжение только в себе, можно углубить кризисную ситуацию.

     Либо, преодолев стереотипность, обратиться к профессионалу.

     Какие чувства возникают во время кризиса? Что делать с возникшими чувствами?

  1. Чувство одиночества чаще всего появляется у женщин, хотя и у мужчин бывает. Испытывая одиночество, женщина замыкается в себе, что приводит к еще большему ощущению одиночества и способствует развитию кризиса.

      Рекомендуется: увеличивать объем общения! Ведь увеличивая общение, все равно человек будет пытаться решить свою проблему (найти выход из кризиса). В идеале, помогает квалифицированное общение с психологом, в обычной жизни – друзья, форумы, интернет-сообщества. Главное, чтобы не было желания получить одного лишь сочувствия (жалости), а было стремление найти выход из сложившейся ситуации.

  1. Депрессия. Если во время кризиса появилась депрессия как основная эмоция, то появляются следующие состояния: ничего не получается, ничего не хочется, ничего не могу. В такие моменты человек чаще всего бездействует, находясь в режиме ожидания – все должно пройти само по себе.

     Рекомендуется: дать себе некоторое время для отдыха (снятия напряжения – массаж, медитации, работа с психологом) и затем включать волю, анализировать ситуацию! Анализ приведет к внутренней работе, что обязательно приведет к решению накопившихся проблем, которые и создали кризис.

  1. Агрессия. После появления злости, ненависти может прийти чувство вины за свои поступки в момент агрессии, что чаще всего кризис усугубляет. Рекомендуется: научиться снимать агрессивное поведение. Этому, так же как и в случае с депрессией, способствуют сеансы массажа, работа с психологом, медитации. Иногда бывает полезно побыть одному (но не допуская чувства одиночества, а именно с целью полноценного отдыха и возможности переоценки своих внутренних ценностей). Также в моменты кризиса рекомендуется замена негативных эмоций на позитивные. Часто хорошо (но не всегда возможно) реализовать появившееся желание замены – сменить плохую эмоцию на хорошую. Можно слушать музыку, читать книги, смотреть фильмы, которые обязательно приведут к усилению положительных эмоций (смехотерапия).

     Хорошая возможность замены одной эмоции на другую: дискотеки, компьютерные игры, встречи с друзьями. После того как определены и устранены доминирующие чувства, необходимо вернуться к проблемам, которые изначально привели к кризису.

     В таком случае появятся различные выходы из сложившегося кризиса. Будут видны возможности, которые в момент обострения кризиса были не видны.

     Если кризис наступил в работе: проанализировать — что именно не устраивает и как это изменить?

     Если кризис в жизни: опять анализ, переоценка ценностей и вопрос «Как изменить то, что не устраивает»?

     В профессиональном развитии специалист проходит ряд критических этапов кризисов, в эти периоды меняется его поведение, мотивация труда, отношение к работе, эмоциональное состояние.

     Факторы профессиональных кризисов:

  • неудовлетворенность своим положением, статусом;
  • неудовлетворенность социально-экономическими условиями жизнедеятельности организации (сокращение рабочих мест, ликвидация, переезд);
  • психофизиологические и возрастные изменения (ухудшение здоровья, снижение трудоспособности, синдром «эмоционального выгорания»);
  • чрезмерная поглощенность профессиональной деятельностью, трудоголизм;
  • изменение жизненной ситуации (переезд, перерыв в работе, служебный роман).

     Выделяют следующие фазы профессиональных кризисов:

  1. Предкритическая – проблемы не всегда осознаются, но проявляются в психологическом дискомфорте на работе, раздражительности, недовольстве организацией, оплатой труда, руководителем.
  2. Критическая – осознанная неудовлетворенность работника. Поиск вариантов изменения ситуации, рассмотрение альтернатив дальнейшей профессиональной деятельности. Усиление психической напряженности, усиление противоречий, увеличение конфликтов.

     На этой фазе выделяют три типа конфликтов: мотивационный, обусловленный потерей интереса к работе, потерей профессиональных перспектив, когнитивно-деятельностный, обусловленный неудовлетворенностью способом осуществления профессиональной деятельности, поведенческий, обусловленный неудовлетворенностью в межличностных отношениях, социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем заработной платы.

  1. Посткритическая – разрешение кризиса, который имеет три типа последствий: конструктивные, профессионально-нейтральные и деструктивные.

     С кризисами рекомендуется справляться в порядке их поступления. Нельзя пропускать кризис, заталкивать его «под ковер».

     Продуктивный выход из этого состояния — новаторство, изобретательство, стремительная карьера, социальная и профессиональная сверхнормативная активность.

Статья подготовлена с использованием интернет-ресурсов

  1. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.
  2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов вузов. – М. – 2004.
  3. Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. – Калуга, 1994.

Ведущий специалист, методист отдела

повышения квалификации          Н.И. Кизим

 

Начальник отдела

повышения квалификации          А.И. Белопольская