Понятие страха в психологии

Понятие страха в психологии

     Страх – это эмоция, которая возникает в результате воображаемой или реальной опасности и представляет угрозу жизни. В норме страх выполняет охранительную функцию, поэтому необходим для правильного функционирования психики.

     Причины страха бывают, как скрытые, так и явные. Зачастую явных причин человек не помнит. Под скрытыми понимают, идущие из детства (следствие психологической травмы); страхи, вызванные моральным конфликтом или неразрешенной проблемой.

     Страхи проявляются по-разному, однако имеют общие черты: беспокойство, тревога, ночные кошмары, раздражительность, подозрительность, мнительность, пассивность, плаксивость. Чувство страха индивидуально и отражает все генетические особенности, а также особенности воспитания и культуры, темперамента каждой конкретной личности.

     Техника, предлагаемая ниже, является эффективной в работе с отрицательными эмоциями.

Техника «Работа со страхами»

     Данная техника эффективна для коррекции разнообразных страхов, но прежде всего тех, которые вызваны воображением: боязнь болезни, нападения, стихийных бедствий, транспорта, сказочных персонажей и др. В процессе рисования происходит «оживление» чувства страха и осознание условного характера его изображения. Техника предназначена для несовершеннолетних старшего подросткового возраста и взрослых. Рекомендуется использовать в группе до 12 человек.

     Материалы: сангина (красный мел), художественный уголь, листы бумаги формата А4, листы ватмана (по одному для работы каждой микрогруппы), клей, ластик, кусочки мела, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски. Могут понадобиться спички и емкость, в которой можно безопасно сжигать рисунки.

     Рассмотрим каждый этап.

Первый этап – настрой.

     Инструкция: «Сядьте в круг, закройте глаза и представьте цвет, соответствующий вашему настроению».  

Второй этап – актуализация эмоции страха.

     Инструкция: «Каждому человеку иногда бывает страшно. Закройте глаза и вспомните ситуацию, когда вам было страшно. Придумайте этому название. Откройте глаза. Расскажите о своих чувствах».

     Желательно, чтобы первым говорил тот участник, на лице которого ведущий увидел наиболее сильные эмоции. Возможен и другой вариант этого этапа. Например, всем присутствующим предлагается разделиться на пары и рассказать друг другу самые страшные истории из своей жизни.

Третий этап. Индивидуальная работа

     Инструкция: «Нарисуйте свой страх на листе бумаги. Работу не обязательно кому-либо показывать. Поступите с рисунком так, как вам хочется. Вы можете его смять, порвать, сжечь или уничтожить любым другим способом».

     После того, как участники расправились со своими материализованными в форме рисунков страхами, им предлагается следующая инструкция: «Нарисуйте на листе бумаги страх в виде маски, используя сангину или художественный уголь. По черному или коричневому фону можно рисовать белым мелом или высветлять контуры изображения ластиком. Оторвите пальцами лишнюю бумагу – фон. Ножницами пользоваться нельзя».

     На данном этапе арт-терапии происходит сублимация и канализация агрессивных инстинктов по символическим каналам. Это – бессознательные процессы, определяющие выбор темы и поиск адекватной формы переживания аффекта. Наряду с сублимацией возможна актуализация механизмов защиты, что проявляется в определенном типе рисунков, фальшиво-слащавом выражении чувств, эпатажном поведении.

Четвертый этап – групповая работа.

     Создается ситуация «публичного» проживания страха. Инструкция: «Придумайте название и содержание истории, в которой маски были бы главными действующими лицами. Расположите их на листе ватмана и дорисуйте «картину».

     Материалы выбираются по желанию «художников». Далее участникам предлагается озвучить картину. Каждый говорит от лица своей маски. Получается небольшой спектакль. Причем, как бы ни был страшен первоначальный сюжет, в момент озвучивания он вызывает смех и у актеров, и у зрителей. По мнению некоторых психологов, целесообразно устраивать спектакли в нарисованных масках, закрепив их на лице с помощью резинки. Получается своеобразная игра со страхом, «эмоциональные качели». Человек вынужден вновь посредством маски соединиться с собственным страхом, от которого только что отстранился, как бы «вытащив» его наружу, когда рисовал маску.

     Комментарий для ведущего. Многие невротизированные взрослые категорически отказываются надеть маску на лицо, проявляют агрессию не только по отношению к своему рисунку, но и к ведущему. В технике арт-терапии маски, приклеенные на лист ватмана, надежно отделены от авторов и, следовательно, совсем не страшные. Тем не менее иногда группа в конце занятия просит уничтожить их коллективные «картины», чтобы страхи не могли возродиться.

Пятый этап. Рефлексия

     В процессе коллективного обсуждения каждому предлагается ответить на следующие вопросы:

  • Что чувствуешь сейчас?
  • Что чувствовал, когда работал один и с группой?
  • Как работала группа?
  • Кому принадлежит идея сюжета, названия и т. д.?
  • Как можно помочь себе, если вдруг станет страшно?

     Следует обратить внимание на диагностические возможности данной техники. Как работал участник, какие при этом проявлял эмоции, как расправился с рисунком страха. Чем сильнее страх, тем больше манипуляций с рисунком производит автор. Как правило, рисунок сначала «замазывают» краской, затем рвут на мелкие кусочки, которые сжигают, а пепел пытаются растоптать или смывают водой. Если человек просто разрывает и выбрасывает свой рисунок, можно предположить, что он свободен от навязчивых страхов или не испытал сильных эмоций в процессе занятия. По мнению многих зарубежных арт-терапевтов, ритуальный характер действий участников группы повышает самоисцеляющие возможности спонтанного творчества.

 

Морозова Е.К., ведущий

специалист, психолог отдела

психолого-методического

сопровождения

Начальник отдела ПМС          Г.Б. Колимбет