Фототерапия в работе психолога

     Фототерапия – одно из направлений арт-терапевтической работы с клиентом, связанное с применением фотографии для решения разного рода психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности. На сегодняшний день количество психологов, применяющих в своей работе фототерапию, неуклонно растёт.

     Канадский арт-терапевт и психолог Джуди Вайзер была основоположницей зарубежной фототерапии. Она первой стала применять фотографию в психологической практике и предложила классификацию техник фототерапии, основанную на использовании разных видов фотографии. В России продолжателем ее идей стал профессор кафедры психологии Санкт-Петербурской академии постдипломного педагогического образования, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова, председатель Арт-терапевтической ассоциации А.И. Копытин.

     В работе психолога применяются следующие формы фототерапии: активная и пассивная. Активная форма фототерапии – это создание образов с помощью фототехники. Пассивная форма – использование уже готовых фотографий.

     Фототерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой работе, так как:

  • фотография позволяет работать с образом «Я» (насколько клиент себя принимает), а также проработать кризисные состояния;
  • в процессе фототерапии клиенты получают ресурс;
  • может применяться как диагностическая техника арт-терапии;
  • работает с семейной историей, восстанавливая через создание коллажей связь с предками, находя лучший фон для реальных фотографий, меняя отношение к событиям, наполняя их необходимыми ресурсами, т. е. производя наглядный «рефрейминг».

     Техники работы с фотографией в психологическом консультировании включают в себя работу с:

     1) личными коллекциями фотографий, сделанными самим клиентом или фотографиями, которые клиенту нравятся (включая изображения, найденные в сети Интернет, журналах, открытках и т. п.);

     2) фотографиями клиента, на которых он выступает в качестве объекта съемки (это могут быть как постановочные снимки, где клиент позирует, так и спонтанные);

     3) автопортретами клиента; такие фотографии создаются под полным или частичным контролем клиента;

     4) семейным/биографическим альбомом клиента. Сюда относятся любые коллекции фотографий, связанные с биографией клиента, в том числе семейные снимки. Создание собственной версии фотоальбома с комментариями либо рассказ о том, как и когда та или иная фотография попала в него, позволяет иначе взглянуть на прошлое, настоящее и будущее;

     5) фото-проекциями; в этой технике важна не сама фотография как таковая, а реакция клиента на нее.

     В процессе работы с фотографией, независимо от того, какая техника была использована, психологу необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

  • выбор/создание фотографии: либо клиент спонтанно фотографирует все, что привлекает его внимание, либо очень тщательно подбирает кадр, сам создает образ и композицию;
  • динамику процесса;
  • композицию: что в первую очередь привлекает внимание, где центр композиции и т. п.;
  • образы и их значения для человека;
  • соотнесение фигуры и фона: они дополняют друг друга либо, наоборот, противоречат, конфликтуют друг с другом;
  • наличие повторяющихся сюжетов и идей;
  • время, которое клиент потратил на поиск образа и выбор из серии фотографий одной, которая, на его взгляд, лучше всего отражает задуманное;
  • цветовую гамму: клиент использует цветные либо черно-белые фотографии, проверяется наличие связи между темой и цветовым решением;
  • технический уровень создания фотографии, который включает в себя вопросы относительно того: как, каким способом, что, где и кем была создана фотография.

     Упражнение «Фотопазлы».

     Цель: снижение уровня тревоги, получение внутреннего ресурса в стрессовой ситуации.

     Алгоритм работы:

     Из фотографий клиенту предлагается выбрать те, на которых он изображён в спокойном или радостном состоянии. В дальнейшей работе эти фотографии (как пазлы) клиент должен выложить на плоской поверхности в единую картину. Работа ограничивается временными рамками.

Томенко С.С., ведущий

специалист, методист отдела

психолого-методического

сопровождения

Начальник отдела          Г.Б. Колимбет