Работа с «токсичными семьями»

     Считается, что семья изначально должна быть любящей и безопасной, но так происходит не всегда. Некоторые родные люди деструктивны, сложны и склонны к доминированию. Особенно трудно, если проблемным членом семьи оказывается кто-то из родителей.

     Термин «токсичный родитель» предложила известный психотерапевт Сьюзан Форвард, чтобы описать действие на психику ребенка определенного поведения родителей, которое порой не так заметно стороннему глазу и не является единичным эпизодом. Токсичных родителей Сьюзан Форвард условно разделяет на четыре типа: контролирующие, вербальные, применяющие физическую силу и инцестуальные.

     К токсичным родителям также относятся:

  • унижающие;
  • родители, которые тотально контролируют или манипулируют ребенком, не считаются с его мнением и не верят ему;
  • родители, которые, напротив, видят в ребенке взрослого и перекладывают на него ответственность за решение «взрослых» проблем;
  • родители с пагубными привычками, которые не обращают внимания на своих детей;
  • нарциссические родители.

     Как это влияет на детей? У ребенка в такой семье включаются защитные психологические механизмы, могут наблюдаться депрессивные состояния, которые в будущем трудно обнаружить и проработать. Когда эти дети становятся взрослыми, они продолжают чувствовать себя виноватыми, недостойными и нелюбимыми. Отсутствие положительной самооценки и, как результат, отсутствие веры в себя омрачает все аспекты их жизни.

     Основная часть работы по избавлению от последствий токсичного детства заключается в вынесении на поверхность бессознательных паттернов мышления и чувствования, чтобы они могли быть изменены путем осознания. Данный процесс включает три основных этапа: работа с гневом, поиск внутренних ресурсов и формирование коммуникативных навыков.

     Существуют много упражнений для индивидуальной и групповой работы, которые могут помочь детям токсичных родителей освободиться от состояния жертвы. Например, упражнение по противостоянию обесцениваниям.

     Упражнение «Противостояние обесцениваниям»

     Данное упражнение можно делать всегда, когда человек чувствует себя «жертвой», никчемным и ненужным человеком.

     Инструкция: «Сначала назовите или напишите те чувства, которые испытываете в данный момент: обида, одиночество, никчемность, ненужность, злость, бессилие, кстати, признание собственного бессилия – это очень большое достижение в психотерапии, после которого жертвы токсичных отношений начинают учиться жить по-новому. Так что не бойтесь хотя бы поговорить о нём.

     Представьте себя в том возрасте, когда вы чувствовали себя никчемным и ненужным. Вы на полянке, в одиночестве, совсем один. С вами что-то произошло из-за чего вы переживаете выше описанные чувства.

     А теперь представьте себя во взрослом возрасте. Вы находите себя маленьким на этой опушке. Сажаете на колени, обнимаете и начинаете жалеть.

     Жалеть тоже нужно правильно! Сначала признаете чувства этого ребенка, называете их. Подтверждайте и объясняйте их правомерность. Нельзя говорить «ничего страшного», «не плачь», так вы отрицаете реальность происходящего. Признание того, что другой, который обидел и обесценил – был не прав, он/она не должен был так поступать, не имел на это права. Нельзя оправдать обидчика/тирана/манипулятора. Если вы плачете, не пугайтесь – пусть слезы текут, вы все делаете правильно.

    Теперь у вас есть тот, кто не сомневается в том, что когда-то вас обижали, в том, что вы имеете право чувствовать себя так, как чувствуете, хотя вам могли внушать совсем другое. Лучший и единственный эксперт в вашей жизни – это вы. Другие не могут знать, как будет лучше для вас, не отдавайте им это право, как бы они за него не боролись».

     При работе с детьми токсичных родителей полезными будут упражнения на поиск внутренних ресурсов и формирование уверенности.

Упражнение «Внутренние ресурсы»

     Инструкция: «Выберите то, что вы хотите изменить (актуальное состояние), и напишите список конкретных ресурсов, которые могут пригодиться для изменения (достижения желаемого состояния). Внутренними ресурсами могут быть: уверенность, усидчивость, умение общаться, убеждение, что «я могу справиться со сложной ситуацией», настойчивость, юмор и др.».

     Также полезно продолжить упражнение, выполнив его еще для двух-трех других актуальных состояний.

Упражнение «Образ уверенности»

     Инструкция: «Если вы не чувствуете в себе уверенности, вспомните, какой киногерой, персонаж или знакомый вам человек мог бы справиться с задачей, которая вызывает у вас неуверенность? Как бы этот человек действовал? Представьте, что этот герой дарит вам символ уверенности, и вы принимаете его. Может быть, вы поместите этот символ мысленно в свое тело, может быть, возьмете с собой. А может, представите себя этим героем. Важно сконструировать и представить то комфортное состояние, в котором вы нуждаетесь. Необходимо понаблюдать за своим образом: за тем, как вы будете дышать, думать, общаться с людьми, действовать, находясь в этом образе. Для полного вхождения в образ необходимо использовать физическую ассоциацию. Например, представить, что вы видите, слышите и чувствуете, находясь в этом образе, и устраивает ли вас этот новый образ. Можно обогатить этот образ новыми чертами характера, новыми деталями и работать над ним столько, сколько посчитаете нужным».

     Полученный результат состояния уверенности является важным ресурсным состоянием человека.

     По мере проработки своих проблем жертвы токсичных отношений будут становиться способными контролировать свои взаимодействия с родителями в прошлом и в настоящем. Они убедятся, что другие отношения в их жизни самим собой улучшатся невероятным образом. Впервые они станут свободными и будут наслаждаться жизнью.

 

Список использованных источников

 

  1. Сьюзен Форвард, Крейг Бак. Токсичные родители, 1989.
  2. Сьюзен Форвард, Крейг Бак. Вредные родители. Как вернуть себе нормальную жизнь. – Издательство: Питер, 2015.
  3. Дьяченко Татьяна Михайловна. Опасный нарцисс. Нарциссические родители, 2018.

Зернова Т.И., ведущий

специалист отдела психолого-

методического сопровождения