Краудсорсинг, краудфандинг – плюсы и минусы

     Одна из актуальных тем нашего времени – заимствования слов в русском языке, которых становится все больше и больше. Заимствования иностранных слов – один из способов развития современного языка. Язык всегда быстро и гибко реагирует на потребности общества. Например, что означают появившиеся не так давно странные, на первый взгляд, слова – «краудсорсинг» и «краудфандинг?

     Краудсорсингом называют привлечение широкого круга лиц (желательно, профессионалов) для решения определенных задач в интересах самих участников процесса. Знания, опыт, навыки людей систематизируются и представляются общественности с помощью информационно-коммуникационных технологий. Один из наиболее известных примеров такого объединения – самая крупная за всю историю человечества свободная веб-энциклопедия «Википедия», составителями и редакторами которой являются сами пользователи ресурса. Конечно, сейчас много говорят об имеющейся там недостоверной информации, однако этот источник по-прежнему активно используется потому, что с помощью краудсорсинга можно повысить качество образования во всем мире. Это подтверждается тем, что:

     1) образовательные задачи решаются актуальными методами: создаются открытые школы и университеты, проводятся дистанционные курсы и т. д.;

     2) пользователи получают полезную и своевременно обновляемую информацию, в то время как содержание учебников сейчас быстро устаревает (например, по оценкам экспертов, США ежегодно тратят почти 9 миллиардов долларов на учебники, которые устарели уже на момент их приобретения);

     3) на открытых площадках, в онлайн-библиотеках пользователи находят бесплатные пособия, обмениваются методиками и материалами.

     Кроме того, все ведущие краудсорсинговые образовательные проекты существуют благодаря помощи компетентных специалистов, а часть таких проектов создана педагогами или бывшими работниками сферы образования. В результате перегруженному работой преподавателю не нужно готовить материалы «с нуля».

     Краудфандингом называют коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои финансы или другие ресурсы, чтобы поддержать, как правило, через Всемирную сеть некие проекты отдельных людей или организаций. Такой сбор средств становится все более популярным в сферах науки, культуры, бизнеса. Например, в образовании можно выделить три направления использования краудфандинга:

     сбор средств на личное образование;

     сбор средств преподавателями для реализации образовательных проектов;

     сбор средств на создание новых образовательных продуктов.

     Особенности краудфандинга в образовании: взаимодействие инициаторов проекта с благотворительным фондом или некоммерческой организацией как основным источником финансирования. Сотрудничество организатора проекта со школой или университетом, которые могут являться партнерами краудфандинговой площадки. Использование собранных средств на различные направления, включая строительство или создание нового оборудования. Жесткие критерии при отборе проектов. Наличие контроля за целевым расходованием средств. Финансирование как в форме благотворительности, так и в виде кредитов.

     Сильные стороны. Основным преимуществом краудсорсинга и краудфандинга является то, что данные способы привлечения ресурсов значительно облегчают процесс создания и развития бизнеса и могут быть задействованы в любой индустрии и бизнесе любой величины. Кроме того, затраты на популяризацию несущественны. Также существует возможность получения обратной связи, что, в свою очередь, способствует формированию постоянной клиентской базы. Еще одним преимуществом данных инструментов является возможность установить связь между потребителем и производителем: они могут обмениваться идеями, и, как следствие, производитель имеет четкое представление о том, что хочет получить от проекта потребитель. Или компании могут выбрать лучшие идеи, предложенные большим количеством людей, и не полагаться на креативность одного человека или одного агентства.

     Слабые стороны. Краудсорсинг и краудфандинг – это нестандартные инструменты финансирования проектов и привлечения новых идей, которые требуют выполнения некоторых правил, наличия инновационной идеи проекта, маркетинговых навыков создателей проектов и т. п., а это значит, что данные методы подходят «не для всех». И для производителя возможность установить наценку на товар сводится к минимуму, а в случае если товаров-аналогов нет на рынке, тяжело установить цену. К примеру, успех краудфандинга зависит от связи между разработчиком и пользователем. Для разработчика это означает то, что необходимо придумать такую идею проекта, которая привлечет людей и заинтересует их. Также недостатками краудсорсинга и краудфандинга является большое количество затрачиваемого времени, необходимого для того, чтобы просеять огромное количество ответов и предложений от людей, желающих принять участие в проекте. И, наконец, данные методы постепенно вытесняют традиционные виды занятости, тем самым уничтожая рабочие места.

     Статья подготовлена с использованием интернет-ресурсов:

  1. Что такое краудсорсинг? Типы и виды, способы заработка и поиска новых идей. 
    [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pro-spo.ru/freelance/3289-chto-takoe-  kraudsorsing
  2. Краудфандинг: как привлечь деньги с помощью коллективного финансирования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fincult.info/article/kraudfanding-kak-privlech-dengi-s-pomoshchyu-kollektivnogo-finansirovaniya/

                                                                                    

                                                                                             Ведущий специалист, методист

                                                                                             отдела повышения квалификации

                                                                                             Пирожков Е.Д.