Кризисы профессионального становления личности

     Одной из важных сторон жизни человека является его трудовая деятельность. Она охватывает значительный промежуток времени, в котором имеются периоды, в течение которых необходимо решить определенные задачи. Человек продвигается от одного периода к другому лишь в том случае, если начинает работать над решением новой задачи развития и создает новую структуру своей жизни. Согласно расчетам ученых, ни одна структура не может оставаться неизменной больше семи-восьми лет. Подтвердили эти данные соответствующие исследования. Естественно, что существуют кризисы, которые сопровождают эти изменения. В течение трудовой деятельности каждый из нас сталкивается с ними. Избежать или «проскочить» их не удастся, т. к. они закономерны.

     Под кризисами профессионального становления понимают непродолжительные периоды жизни (до года), сопровождающиеся кардинальной перестройкой субъекта деятельности, изменением самой деятельности. Признаками профессиональных кризисов являются потеря смысла выполняемой деятельности, потеря чувства нового, субъективное чувство остановки в развитии, преобладание негативных эмоций в отношении работы, раздражительность или апатия.

     Рассмотрим один из нормативных кризисов, который наступает после 12-15 лет трудовой деятельности и часто совпадает с кризисом середины жизни. В этот период дальнейшее профессиональное развитие специалиста приводит его ко вторичной профессионализации. Особенностью этой стадии является высококачественное выполнение деятельности. Способы ее реализации имеют выраженный индивидуальный характер. Специалист становится профессионалом. Ему присуща устойчивая профессиональная самооценка и позиция. Основательно перестраиваются социально-профессиональные ценности и отношения, изменяются способы выполнения деятельности, что свидетельствует о переходе специалиста на следующую стадию профессионального развития. Эти изменения приводят к существенному преобразованию социальной ситуации и ведущей деятельности.

     Стабилизация всех сторон профессиональной жизни может способствовать профессиональной стагнации личности: смирению и профессиональной апатии. Стагнация может длиться годами (редко до ухода на пенсию).

     Во многих случаях продуктивное выполнение деятельности приводит к тому, что человек как бы «перерастает» свою профессию. Усиливается неудовлетворенность собой, своим профессиональным положением. Человек испытывает потребность в самоопределении и самоорганизации. Противоречия между желаемой карьерой и ее реальными перспективами приводят к развитию кризиса профессиональной карьеры. При этом серьезной ревизии подвергается Я-концепция, вносятся коррективы в сложившиеся производственные отношения. Таким образом, идет перестройка профессиональной ситуации развития.

     Возможные варианты выхода из кризиса: увольнение, освоение новой специальности в рамках той же профессии, переход на более высокую должность. Один из продуктивных вариантов снятия кризиса – переход на следующую стадию профессионального становления, стадию мастерства.

     Некоторые психологи состояние человека в период кризиса сравнивают
с состоянием потери опоры в невесомости. В момент кризиса человек очень уязвим, и, если теперь с ним что-то случится, он запомнит это на всю жизнь. Человек часто не понимает, что у него кризис. Его первая нормальная реакция на боль – отделаться от нее, убежать, обвинить в этом кого-нибудь другого. Обычно тех, кто ему ближе всего – жену, детей. Затем свою работу, начальника и т. д.

     С кризисами рекомендуется справляться в порядке их поступления. Нельзя пропускать кризис, заталкивать его «под ковер» и т. д. Иначе он может назреть, как нарыв, а через несколько лет лопнуть, как бомба.

     Считается, что из-за существования многочисленных форм кризиса он протекает
с неравным уровнем интенсивности, и в зависимости от ситуации требуется помощь разного характера. Есть примеры, когда психологическая помощь может ограничиться самой элементарной поддержкой человека, переживающего кризис. В других случаях лучше привлекать родственников, друзей и специальные группы поддержки, бывает необходима помощь психотерапевта. К людям в состоянии кризиса подход должен быть гибким и творческим, основанным на понимании индивидуальной природы кризиса.

Список использованной литературы

  1. Э. Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Бомбора, 2014. – 576 с.
  2. Э.Ф. Зеер. Психология профессионального развития. – М.: Академия, 2006. – 240 с.
  3. Б.С. Волков. Основы профессиональной ориентации: учеб. пособие для вузов – М.: Академический Проект, 2007. – 333 с.
  4. С.Д. Резник. Персональный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 558 с.

В.В. Ряжский, ведущий специалист, психолог ОККПТ

Н.С. Белая, начальник отдела