Суицидальный риск в пожилом возрасте

     Каждый год в России добровольно уходят из жизни до 50 человек среди людей пожилого возраста. Равнодушие окружающих, одиночество
и безденежное положение – главные причины «черной меланхолии», заставляющие пожилых людей принимать страшное решение.

     Мысли о самоубийстве в старости имеют свои особенности. До сих пор существует тенденция рационализировать суицидальное мышление
и поведение у пожилых людей и рассматривать их самоуничтожение как результат хорошо взвешенной оценки «за» и «против». На самом деле у пожилых, как и в любой другой возрастной группе, суицид является иррациональным выбором и реакцией на серьезный психологический кризис, связанный с психическими и соматическими расстройствами, неадекватными условиями жизни, одиночеством и чувством ненужности для родных
и близких.

     Пожилой возраст является последним кризисом жизненного цикла, во время которого человек сталкивается со множеством потерь
и необходимостью постоянно приспосабливаться к ним при слабости адаптивных механизмов личности. Поэтому пожилые люди очень часто реагируют на утраты депрессивными состояниями.

     Основные факторы риска самоубийств в пожилом возрасте:

  • состояние физического и психического здоровья (заболевания);
  • социальная изоляция (дефицит общения);
  • семейное положение (бесправное положение, ссоры с родными);
  • поддержка значимых людей (потеря сетевого окружения);
  • утрата одного из супругов (горестное одиночество);
  • смена места жительства (переезд, продажа жилья).

     Пожилые люди трудно осваивают современные формы жизни и плохо формируют новые ролевые отношения. Психологические параметры пожилых людей характеризуются возрастающей потребностью в общении, при этом круг интересов, как правило, сужается, они меньше проявляют свою эмоциональность и зачастую погружаются глубоко в себя, в анализ прожитой жизни. Социальная активность с возрастом в целом снижается.

     Одной из главных психологических проблем в пожилом возрасте является чувство невостребованности. Эта проблема проявляется в ощущении собственной нереализованности, поскольку круг обязанностей существенно сужается. Появляется тягостное ощущение себя, как обузы для родственников, ведь дети уже выросли и обзавелись своими семьями, а пожилому человеку бывает неловко попросить о помощи, чтобы дети не тратили на него время.

     У пожилых граждан происходит сложный социально-психологический поворот: от событий внешнего мира личность переключается на свой внутренний мир. В силу психолого-физиологических причин многие из них замыкаются в индивидуально-личностном пространстве, которое
в большинстве своем наполнено одиночеством и социальным забвением. Лишаясь своего привычного социального окружения, они не в состоянии не только устанавливать новые взаимоотношения, но и поддерживать старые социальные связи. Пожилые люди остаются один на один со своими проблемами, а их физическое и социальное нездоровье лишь усугубляется, порождая депрессии и многочисленные проблемы со здоровьем.

     Депрессии у пожилых характеризуются: фатальностью, беспомощностью и безнадежностью. Сниженная самооценка способствует возникновению отвращения к себе, окружающим и жизни в целом. Беспомощность выражается в неспособности контролировать значимые события или как-либо влиять на них. С возрастом она усугубляется утратой работы, здоровья или семьи. Употребление алкоголя существенно усугубляет депрессию. Ее классические признаки – преобладание меланхолического настроения с колебаниями в течение дня. Депрессия часто скрывается за нарушениями сна, утратой жизненной энергии или отсутствием аппетита. Пожилые люди используют алкоголь в качестве неудачного способа адаптации к окружающей обстановке; иногда он является составной частью какого-либо суицидального метода, усиливая действие препаратов или снижая контроль поведения.

     Суицид является отчаянной попыткой, реакцией на психологическую боль, безнадежность и невыносимые условия существования. Это доказывает анализ посмертных записок пожилых людей, в которых как преобладающий мотив самоубийства подчеркиваются безнадежность и «психическое истощение». Те, кто кончает жизнь самоубийством в этом возрасте, устали от жизни и оставшиеся силы тратят на то, чтобы остаться хозяевами собственной жизни. По этой причине методы самоубийств отличаются «запасом надежности» и повышенной жестокостью.

     Для лишения себя жизни пожилые люди используют распространённые способы: повешение, отравление ядом или газом, передозировка лекарств, применение оружия, падение с высоты, утопление.

     Феномен самоубийства довольно часто недооценивают. Родственники могут скрывать случаи сведения счетов с жизнью по причинам страха бесчестья или соображениям, связанным с получением страховки. В других ситуациях самоубийство не регистрируют, пока оно не доказано, и смерть относят к естественным причинам или несчастному случаю. Это обстоятельство особенно применимо к неясным дорожным происшествиям или домашним смертям, при которых скорее поверят тому, что пожилого человека унесла внезапная непредсказуемая болезнь, чем тому, что он покончил с собой.

     Другая вводящая в заблуждение форма суицидов представлена смертью, вызванной косвенными методами. Ее распространенным примером у стариков является «суицидальная эрозия».

     Признаки суицидальной эрозии:

  • отказ от еды (ведущий к медленной голодной смерти);
  • отказ от поддерживающего жизнь лечения (инсулиновой терапии, диализа, химиотерапии);
  • постоянное употреблении алкоголя с психотропными препаратами.

     Если человек разочаровался в жизни, не видит в ней смысла и расценивает самоубийство как единственный выход из сложившейся ситуации, то он нуждается в помощи. Как правило, такие люди уже не способны самостоятельно обратиться за помощью, поэтому им должны помочь окружающие их родственники и близкие. Нельзя оставлять человека один на один со своими проблемами. В первую очередь рекомендуется обратиться к психологу или психиатру. Во многих городах действуют службы спасения, телефонные линии, кризисные центры, предназначенные специально для таких людей, которым необходима срочная помощь и советы их близким по взаимодействию с суицидантам.

     Люди, склонные к самоубийству, зачастую просто хотят, чтобы их выслушали. Очень часто они не совершают самоубийства только потому, что находят достойного собеседника, который способен их выслушать и проявить понимание, заботу. Сами пожилые люди, у которых возникли суицидальные намерения, не склонны сообщать о них своим родственникам. Дети, внуки, близкие и окружающие люди с которыми общается человек, являются фактически единственными свидетелями поведения пожилого человека, они способны вмешаться в случае необходимости. Существуют службы, которые обучают возможности правильно распознавать депрессию и суицидальные тенденции и учат правильно оказывать психологическую помощь.

     Психологи и врачи-суицидологи говорят, что лишение себя жизни – это мольба о помощи. А каждое самоубийство – это диалог с обществом, страшная попытка рассказать о своих страданиях. Давайте же научимся слушать и слышать друг друга, и тогда мир пожилого человека окрасится красками заботы и тепла.

 

     Список использованной литературы

 

  1. Андреев И.Л. Заказное самоубийство // Вопросы философии. 2000.
    № 12.
  2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб., 2003.
  3. Лютова-Робертс Е.К. Техники психологического консультирования. – СПб., 2010.
  4. Мягков А.Ю., Смирнова Е.Ю. Структура и динамика незавершенных убийств // СОЦИС (Социологические исследования). 2007.
  5. Налчаджян А.А. Загадка смерти. – СПб.: Питер, 2004.
  6. Психология суицида: учебно – методическое пособие / Сост.
    И.Н. Рассказова. – Омск: изд-во ОмГМА, 2000.
  7. Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). – СПб, 2016.
  8. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – СПб., 2015.
  9. Франкл В.Э. Сказать жизни «Да»: психолог в концлагере. – М., 2004.
  10. Суицид у пожилых [Электронный ресурс]. UPL: http://www.medkrug.ru/article/show/suicid_u_pozhilyh

Семеютина Светлана Алексеевна,

ведущий специалист, методист

отдела повышения квалификации

ГКУ КК «Краевой методический центр»