Роль родительских установок и семейных сценариев в психическом здоровье детей

     Определяющим фактором формирования личности, несомненно, является семья. Эмоциональный контакт, поведение и отношение к ребенку определяется родительскими установками, которые, усваиваясь, оказывают дальнейшее влияние на ход взрослой жизни, в том числе семейных взаимоотношений, выбора партнера, и собственного опыта родительства, так называемый, личностный и семейный сценарий. Можно говорить о прямой зависимости влияния положительных родительских установок, конструктивных семейных сценариев на психическое здоровье ребенка, поскольку «здоровье» – по определению Всемирной организации здравоохранения, это не только отсутствие болезней, оно представляет собой полное физическое, душевное и социальное благополучие.

     Психическое здоровье – это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. Психическое здоровье детей представляется как состояние благополучия, при котором каждый ребенок может реализовать свой собственный потенциал, справиться с повседневными задачами, продуктивно учиться и выполнять общественные и домашние обязанности.

     В нормальных условиях ребенок, рожденный в семье, воспитывается родителями исходя из их представлений о многих аспектах жизни, личном опыте, установок на успех или неудачу. В результате такого общения у ребенка начинает формироваться образ своего «Я», то есть осознание себя как личности.

     Когда родители часто называют младенца по имени, разговаривают с ним преимущественно ласково, они наделяют личность ребенка особой ценностью, что, несомненно, в будущем скажется на эмоциональном развитии человека самым положительным образом. И наоборот, если родители не уделяют ребенку должного внимания, мало общаются с ним или чрезмерно опекают, ребенок может вырасти замкнутым, неуверенным в себе, его часто будет преследовать чувство собственной беспомощности.

     Если родители хорошо заботятся о своем ребенке, уделяют достаточно времени общению с ним, фокусируются на том, чтобы основные потребности ребенка были удовлетворены, то развитие в атмосфере любви, принятия, заботы, несомненно, приведет к формированию базового доверия человека к миру, а, следовательно, к формированию положительного конструкта собственной ценности.

     Установки – это стереотипы мышления и поведения. Они формируются в нашем сознании с самого детства и на протяжении всей жизни. Наиболее известным в этой области является исследование Д.Н. Узнадзе, который подчеркивал неосознанность мотивов и поступков личности. Согласно его определению, «установка – это неосознаваемая готовность субъекта к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении и, которая является основой целесообразной избирательной активности человека». Итак, установки всегда выходят из предыдущего опыта, а их проявление определяется условиями среды, в которой находится индивид. Все мы родом из детства, поэтому установки формируются под влиянием родителей. Родительские установки – это определенный взгляд на собственную роль в отцовстве и материнстве, основанный на когнитивном, эмоциональном и поведенческом компонентах. Как правило, под ними понимается система эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителями и способов поведения с ним.

     По мнению Э. Берна, через родительские установки формируется жизненный и профессиональный сценарий, предписания относительно своего пола и брака, а также выбора партнера.

     Э. Берн считал, что жизненные сценарии основаны на родительском программировании. Он углубил представления о сценариях, добавив в их описание влияние широкого социального контекста. При этом он акцентировал внимание на их достаточно раннем возникновении, связанном с детским выбором стратегии выживания в мире, а также на роли рассказываемых в детстве сказок и историй как основы предпочтения героя для неосознаваемой идентификации. Э. Берн определил жизненный сценарий как план жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала.

     Семейные сценарии, это повторяющиеся из поколения в поколение шаблоны поведения членов семьи, которые складываются и поддерживаются семейной историей. Это представления человека, осознанные или нет, о том, как должно быть, как правильно в их семье.

      Они могут касаться очень широкого диапазона представлений:

  • супружеских отношений: «Всем мужикам только одно и надо», «Все мужья изменяют», «Семью нужно сохранить в любом случае»;
  • привязанности событий к определенному возрасту (когда жениться/выходить замуж, рожать детей, умирать и т. д.): «В нашей семье все девушки выходили замуж до 25»;
  • профессиональной деятельности: «Мы – династия врачей», поколения музыкантов, военных и т. д. А также уровень дохода или профессиональных притязаний;
  • детско-родительских отношений (как вести себя с детьми, стиль воспитания): «У нас всегда были очень талантливые дети»;
  • отношения к деньгам: «В нашей семье все много работали и умели заработать», «Умрем с голоду, но взаймы брать не будем»;
  • статуса в обществе, взаимоотношений с другими: «Она не нашего круга», «Он тебе не пара».

     Функционально семейный сценарий обязательно предполагает несколько компонентов, которые и определяют течение личной истории по заданной программе:

  1. родительские директивы как определяющие, задающие ход развития установки;
  2. личностное развитие и способности, подходящие для их выполнения, в данном случае родитель может проецировать на ребенка свои ожидания и нереализованные желания, при этом ребенок зачастую адаптируется исходя из наличия собственных способностей;
  3. решение, принятое в детском возрасте: «Я никогда не буду ругать своих детей, как мама ругает меня», «Я обязательно стану врачом как моя тетя» и пр.;
  4. желание и заинтересованность в выполнении сценария (будь он с хорошим или с плохим концом);
  5. убежденность в необходимости происходящего.

     Различного рода сценарии и «семейные мифы» – это зачастую неосознаваемые установки, негласно принятые между членами семьи, которые поддерживают ее существование, формируют внутренние правила. Считается, что устойчивые семейные сценарии и «семейный миф» складываются на основе опыта не одного поколения. Их положительная роль заключается в том, что они помогают семье выживать в сложных кризисных ситуациях. Именно поэтому они укореняются в сознании членов семьи и продолжают работать, даже когда угроза и борьба за выживание давно неактуальны.

     Рассмотрев изученные понятия, можно отметить, что положительные установки и конструктивные сценарии способствуют развитию ребенка и формированию полноценной личности, однако, при этом существует опасность создания ограничений и ригидности развития. Ведь если ребенок в своем опыте опирается на установку родителей как на нечто неизменное и полезное, то его собственная поисковая активность ограничивается, и есть риск пойти по проложенной дороге, нежели по собственному пути. Случается, что индивид выбирает путь развития вопреки семейному сценарию и сознательно отвергает родительские установки. В любом случае положительные установки будут способствовать позитивному восприятию себя и мира ребенком, следовательно, в совокупности влиять на ощущение благополучия, которое является ядром понятия «психическое здоровье».

     Список использованной литературы

 

  1. Бодалев А.А., Столин В.В. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. – М.: Педагогика, 1989. 208 с.
  2. Крайлюк А.В. Родительские установки: теоретические аспекты. // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2015. Том 21.
  3. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи [Электронный ресурс] СПб.: Питер, 2008. 672 с. URL: https://www.studmed.ru/view/eydemiller-eg-yustickis-v-psihologiya-i-psihoterapiya-semi_50b47ab3758.html
  4. Психическое здоровье [Электронный ресурс]: сайт Всемирной организации здравоохранения. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/mental-health-strengthening-our-response

И.В. Голубева,

ведущий специалист, психолог

отдела консультативно-психологической

помощи по телефону

Начальник отдела          Н.С. Белая