«Молодежный сленг. Конструктивные способы взаимопонимания»

Ни одно произнесенное слово не принесло столько пользы,

сколько множество непроизнесенных

Плутарх

 

     Молодежная среда имеет свой, непохожий ни на какой другой мир. Каждый подросток хочет быть уникальным, отличаться от серой массы, идти против всех, быть «своим» в любой компании, при этом способы самовыражения каждый выбирает самостоятельно. Эта возрастная группа отличается от взрослых людей прежде всего неустойчивостью эмоций, желанием выражать свои мысли жесткими, не для всех понятными словами, используя молодежный сленг.

     Молодёжный сленг – особый язык, популярный среди молодёжи. Он представляет собой смесь жаргонизмов, иноязычных слов, сокращений и т. д.

     В России развитие молодежного сленга пережило три бурных волны:

     первая волна (1920-е годы) была связана с ростом числа беспризорников и уголовников после революции и Гражданской войны;

     вторая (1950-е годы) – с появлением стиляг;

     третья (1970-е годы) – с возникновением в период застоя неформальных молодежных движений – хиппи, например, и др.

     По словам доктора филологических наук Татьяны Никитиной, сегодня мы находимся на гребне четвертой волны, связанной с активным использованием соцсетей и Интернета. Раньше считалось, что подростковый сленг является проявлением бунтарства. Теперь всё по-другому. В эпоху развития социальных сетей и компьютерных технологий невозможно найти молодого человека, который не пользовался бы сленговыми выражениями. Даже среди тех, кто утверждает, что в своей речи их не использует, значение многих из них им все равно известно. Произнося их, говорящий чувствует, что выбрал не обычное, а более резкое, более выразительное, шутливое или грубое слово. Порой, чтобы попасть в компанию, необходимо блеснуть знанием молодежного сленга, тогда ты покажешь себя как «продвинутый чел» и станешь «своим». В связи с этим в современном обществе проблема взаимопонимания старшего и младшего поколений стоит наиболее остро.

     Что делать родителям, чтобы понять своего ребенка? Нужно ли родителям изучать молодежный сленг?

     Помня об особенностях переходного возраста, нужно набраться терпения и не стоит грубо, эмоционально реагировать на употребление подростком сленговых выражений, чтобы не добиться противоположного эффекта. В то же время, если мы не замечаем нежелательные попытки подростков самовыразиться, они перестают вести себя адекватно или просто могут «замкнуться», «уйти в себя».

     А вот разбираться в молодежном сленге родителям полезно в воспитательных целях. Если вы хотите быть в курсе увлечений вашего подростка, прислушайтесь, какого именно сленга больше в его речи. Словарный запас – безошибочный показатель того, что у него на уме, чем он живет и увлекается. Активный вокабуляр подростка зависит от того, чем он на данный момент занят и увлечен, он показывает его отношение к окружающему миру и приоритеты. Например, если в речи подростка вдруг появляется, скажем, «наркоманская» или уголовная лексика (тюремный «арго»), родителям следует насторожиться и заинтересоваться его кругом общения. Хотя важно понимать, что это вовсе не значит, что ваше чадо крутится среди наркоманов и уголовников. Это означает лишь то, что в той подростковой среде, где он общается, принято красоваться подобными словечками.

     Очевидно, что за пару недель исключить из обихода подростка сленг не удастся, но важно показать ему, что такое правильная, грамотная речь и как нужно умело ею пользоваться для выражения, самоутверждения себя.

     Существуют варианты ускорить забывание сленга. И в первую очередь это зависит от родителей. Родители должны служить примером для своих детей, и, соответственно, следить за своей речью. Психологи рекомендуют не только школьным педагогам, но и родителям помнить о важности культурно-смыслового акцента речи. Для того, чтобы наши дети разговаривали с нами на одном языке, очень важно с детства прививать ребёнку хороший вкус к книгам, музыке, фильмам, играм, вместе проводить время за просмотром фильмов и чтением книг, уделять внимание культурному досугу, ходить в театры и на выставки. Если ребёнок будет слышать вокруг себя красивую и правильную речь, у него не возникнет желания опошлять её, а, наоборот, он будет стараться разговаривать так же.  Таким образом, рано или поздно у подростка отпадёт необходимость «быть своим» в кругу его сверстников, он выберет действительно свой круг, соответствующий его уровню развития и интеллекта, где ему будет комфортно и понятно и не нужно будет упрощать свою речь только ради того, чтобы его поняли и приняли.

Список источников

  1. Ермоленко Н.Н., Кучугурная Е.С., Мозговая Н.Н., Азарова Е.А. Современный сленг как норма взаимопонимания в пространстве общения в подростковом возрасте [Электронный ресурс]: Ростов н/Д, 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-sleng-kak-norma-vzaimoponimaniya-v-prostranstve-obscheniya-v-podrostkovom-vozraste
  1. Зашкварно агриться на жизу: как взрослым реагировать на молодежный сленг [Электронный ресурс]. URL: https://www.mk.ru/social/2019/10/27/zashkvarno-agritsya-na-zhizu-kak-vzroslym-reagirovat-na-molodezhnyy-sleng.html

 

Ведущий специалист, методист

отдела работы с приемными семьями          Е.А. Ёлшина