Психосоциальные факторы риска при оказании социальных услуг на дому

     Психосоциальный фактор риска согласно законодательству – это опасность несчастного случая и риск насилия на рабочем месте, неравное обращение, издевательства и притеснение на работе, работа, не соответствующая способностям работника, длительная работа в одиночку и монотонная работа, а также прочие факторы, связанные с управлением, рабочим режимом и рабочей средой, которые могут повлиять на психическое и физическое здоровье работника, а также вызвать рабочий стресс.

     Работа в сфере социального обслуживания предполагает не только деятельность в стационарных учреждениях, но и оказание помощи на дому. Выходы на дом осуществляются целым рядом специалистов: социальными работниками, заведующими отделений, психологами. Выход на дом объективно связан с профессиональными рисками, так как невозможно предугадать, что ожидает специалиста на пути к получателям социальных услуг, на «месте» его работы.

     Факторы риска при выходе специалиста на дом достаточно многочисленны, и для лёгкости их понимания были выделены в отдельные группы.

 

Факторы, связанные с причинением вреда физическому здоровью

     К первой группе относятся факторы, связанные с причинением вреда физическому здоровью:

     – риск подвергнуться насилию;

     – возможность заражения социально опасными болезнями.

     Немотивированная агрессия возникает самопроизвольно: специалист разговаривает с получателем социальных услуг, который вдруг неожиданно бросается на него с кулаками, или пытается ударить подручными средствами. Агрессию также могут спровоцировать вскользь пророненное слово, неловкое движение и т.п. по причине напоминания пожилому человеку какого-то события. К этой же группе факторов можно отнести и опасность заражения социально опасными болезнями.

     Трудности самообслуживания неразрывно связаны с трудностью самостоятельно поддерживать порядок в квартире, а грязь всегда соседствует с кишечными инфекциями. В связи с этим нельзя недооценивать риск заражения сотрудников, оказывающих социальные услуги на дому, каким-либо заболеванием.

 

Рекомендации, направленные на минимизацию рисков, связанных с причинением вреда физическому здоровью

 

     Исключение чаепитий, приёма пищи в квартире получателя социальных услуг, минимизация посещения санузла.

     Со стороны руководства учреждения: владение как можно более полной информацией об обслуживаемых лицах.

     Со стороны социальных работников: информирование руководства о своём местонахождении (особенно в тех случаях, если предыдущее поведение получателя социальных услуг вызывало сомнения).

     Соблюдение элементарных правил безопасности (при работе с отдельными категориями получателей социальных услуг нахождение во время беседы с ними на расстоянии вытянутой руки и т.п.).

 

Факторы, связанные с нанесением морального ущерба

     Ко второй группе факторов относятся факторы, связанные с нанесением морального ущерба специалисту:

     – необоснованные обвинения в воровстве и стяжательстве;

     – необоснованные жалобы на халатность, невнимательное отношение и некачественное исполнение служебных обязанностей.

 

Рекомендации, направленные на минимизацию рисков, связанных с нанесением морального ущерба

     Важность проведения первой и последующих бесед с получателями социальных услуг: если в разговоре человек часто жалуется на своих родных и знакомых, обвиняя их в мошенничестве, воровстве и др., то работа с ним требует повышенной аккуратности, бдительности.

     Необходимо избегать любых действий, связанных с материальными ценностями (пересчёт денег, рассматривание ценностей и др.). В случае возникновения подобной ситуации предпринимаются превентивные меры: социальный работник должен первым доложить руководству о возможных обвинениях в свой адрес.

     Доброжелательность, аккуратность, педантичность в исполнении обязанностей. Строгое следование должностным инструкциям и предписаниям (исключение из практики дополнительных услуг по просьбам получателя социальных услуг на начальном этапе работы: со временем аппетит растёт и доказать, что это не входит в служебные обязанности будет труднее).

     Чёткое разделение профессиональной деятельности и личной сферы: официальное обращение к обслуживаемым в ходе общения с ними, недопустимость передачи обслуживаемым домашних номеров телефонов, разговоров о подробностях личной жизни.

 

Факторы, снижающие психологическую устойчивость личности

     Значительным весом в социальной работе обладают факторы, снижающие психологическую устойчивость личности:

     – несоответствие эмоциональных затрат и «вознаграждения» за труд, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) у специалистов;

     – разрушение интимно-личностной сферы социального работника, вызванное нарушением границ в профессиональной сфере;

     – развитие профессиональных стрессов, связанное с неадекватным и некорректным поведением обслуживаемых.

     Значительным весом в социальной работе обладают факторы, снижающие психологическую устойчивость личности.

     Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у специалиста нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к СЭВ.

     Любой выход специалистов социальной службы на дом к пожилым людям и инвалидам сопровождается сверхсильными эмоциональными затратами. Поэтому отсутствие должного вознаграждения, в первую очередь морального, переживается работником как непризнание его труда, что может также привести к эмоциональной апатии, снижению эмоциональной вовлеченности в дела коллектива, возникновению чувства несправедливого к нему отношения и, соответственно, к выгоранию.

Рекомендации, повышающие психологическую устойчивость личности

     Понимание социальным работником целей, задач и особенностей работы с категорией пожилых лиц, и инвалидов, готовность встретиться с трудностями, наличие профессиональной мотивации, что выявляется в ходе диагностики на профпригодность.

     Наличие готовности к появлению неоднозначных ситуаций, умение снижать тревожность и стрессовые реакции методами психологической самопомощи, самоподдержки.

     В работе необходимо быть доброжелательным, отзывчивым; непредвзято относится к обслуживаемому, даже если у тех, кто работал с ним ранее, сложилось негативное мнение о нём. 

     Таким образом, факторы психосоциального риска и восприятие их специалистами по социальной работе, социальными работниками в основном связаны с организационными аспектами и условиями работы, а выбранные стратегии борьбы с ними должны быть направлены на решение конкретных проблем и связаны с улучшением благополучия и предотвращения воздействия психосоциального риска на здоровье работников социальной сферы.

 

Список использованной литературы

 

  1. Обеспечение безопасности социальных работников при оказании социальных услуг на дому: Сборник статей, М.: ИПК ДСЗН 2012.
  2. Специфика профессиональной деятельности социальных работников / Под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой – Н.Новгород: изд- во НИСОЦ, 2015.
  3. Профессиональные риски социальных работников [Электронный ресурс] URL: http://www.minsoc26.ru
  4. Психосоциальные факторы [Электронный ресурс] URL: https://medi.ru
  5. Что такое психосоциальные факторы риска? [Электронный ресурс] URL: https://www.tooelu.ee

 

Потемкина Ольга Ивановна,

ведущий специалист, методист

отдела повышения квалификации

ГКУ КК «Краевой методический центр»