Методика Томаса-Килманна на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации (авторы К. Томас, Р. Килманн в адаптации Н.В. Гришиной)

     Данный опросник показывает типичную реакцию человека на конфликт, её эффективность и целесообразность, а также дает информацию о других возможных способах разрешения конфликтной ситуации.

     По мнению К. Томаса и Р. Килманна, в основании типологии конфликтного поведения лежат два поведенческих стиля: внимание человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, акцент на защиту собственных интересов.

     Соответственно, этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

     а) соперничество (соревнование, конкуренция) – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересов другого человека;

     б) приспособление (уступчивость) – принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого;

     в) компромисс – соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;

     г) избегание (уход, игнорирование) – отсутствие стремления к кооперации, достижению собственных целей;

     д) сотрудничество – альтернатива, полностью удовлетворяющая интересы обеих сторон.

            Возможности каждой из пяти стратегий:

     1. Избегание эффективно в ситуациях, когда партнер обладает объективно большей силой и использует ее в конфликтной борьбе. В общении со сложной личностью используйте любую возможность, чтобы избежать конфликта: в этом нет ничего постыдного или унизительного. Избегание приносит положительные плоды, являясь временной отсрочкой в решении конфликта: пока на руках мало данных или нет психологической уверенности в своей позиции. Временно уйти от проблемы, чтобы в дальнейшем решить ее
окончательно – это часто единственно верная стратегия.

     2. Приспособление естественно в ситуациях, когда затронутая проблема не так важна для человека, как для его оппонента, или отношения с оппонентом представляют собой самостоятельную ценность, значимее достижения цели. Это непредсказуемая по своим последствиям стратегия. Если отказ от цели не стоил человеку большого труда, уступчивость может положительно сказаться на его самооценке и отношениях с партнером. Очень важно чувствовать, что другой заметил и оценил жертву. В противном случае остается чувство досады, обиды и, следовательно, почва для эмоционального конфликта.

     3. Соперничество (конфронтация) – стратегия для серьезных ситуаций и жизненно важных проблем, зачастую она эффективна в экстремальных ситуациях. Противоборство оправданно, если цель чрезвычайно важна или человек обладает реальной силой и властью, уверен в своей компетентности. Если власти и силы недостаточно, можно увязнуть в конфликте, а то и вовсе проиграть. Кроме того, применение конфронтации для решения проблем в личных отношениях чревато отчуждением.

     4. Сотрудничество – это не столько стратегия поведения, сколько стратегия взаимодействия. Она незаменима в близких, продолжительных и ценных для обоих партнеров отношениях, при равенстве статусов и психологической власти. Она позволяет партнерам разрешить конфликт, не отказываясь от своих реальных целей. Всем хорошо сотрудничество, кроме одного. Нужно время, чтобы проанализировать потребности, интересы и опасения обеих сторон, а затем тщательно обсудить их, найти наилучший вариант их совмещения, выработать план решения и пути его выполнения и т. д. Сотрудничество не терпит суеты и спешки, но позволяет решить конфликты полностью. Если времени нет, можно прибегнуть к компромиссу как к «заменителю» сотрудничества.

     5. Компромисс, или псевдо сотрудничество, или торг о взаимных уступках. Эффективен в ситуациях, требующих быстрого исхода. «Дележ» потребностей бывает необходим для сохранения отношений, особенно в тех случаях, когда возместить интересы сторон невозможно. Любые варианты дележа – пополам, поровну, «по-братски» – психологически несправедливы. И это понятно: цель полностью не достигнута, некоторая часть брошена на алтарь позитивного исхода конфликта, но оценить жертву некому, так как оппонент так же пострадал, как и вы сами.

     Опросник состоит из 30 пар утверждений, относящихся к различным стилям поведения человека в ситуации конфликта. Из каждой пары утверждений нужно выбрать одно, которое наиболее верно отражает отношение испытуемого к конфликтной ситуации, и отметить его в бланке ответов.

 

ИНСТРУКЦИЯ

     Подумайте о ситуациях, в которых Ваши желания отличаются от желаний другого человека. Как Вы обычно ведете себя в таких ситуациях?

     Ниже приведены 30 пар высказываний, описывающих варианты возможного поведения в конфликтных ситуациях. В каждой паре необходимо выбрать вариант А или В, более характерный для Вашего поведения. Во многих случаях оба из предложенных вариантов могут оказаться для Вас нетипичными. Если это так, то выберите тот, которым бы Вы воспользовались с большей вероятностью.

 

ОПРОСНИК

      1.А. Иногда я предоставляю право решать проблему другим.

            В. Я стараюсь подчеркнуть общее в наших позициях, а не обсуждать спорные моменты.

  1. А. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

            В. Я пытаюсь учесть все интересы: свои и оппонента.

  1. А. Обычно я твердо стою на своем.

            В. Иногда я могу утешать других и пытаться сохранить с ними отношения.

  1. А. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

            В. Иногда я жертвую собственными интересами ради интересов противоположной стороны.

  1. А. При выработке решения ищу помощи со стороны других.

            В. Я пытаюсь сделать все возможное, чтобы избежать ненужного обострения в отношениях.

  1. А. Я пытаюсь не создавать себе репутацию неприятного человека.

            В. Я пытаюсь навязать другим свою позицию.

  1. А. Я пытаюсь отложить решение вопроса, чтобы иметь время тщательно его обдумать.

            В. Я жертвую одними выгодами, чтобы получить взамен другие.

  1. А. Обычно я твердо настаиваю на своем.

            В. Я пытаюсь сразу же открыто обсудить все интересы и спорные вопросы.

  1. А. Я чувствую, что различия в позициях не всегда стоят того, чтобы о них беспокоиться.

            В. Я прилагаю некоторые усилия, чтобы повернуть дело на свой лад.

  1. А. Я твердо настаиваю на своем.

            В. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

  1. А. Я пытаюсь сразу же открыто обсудить все интересы и спорные вопросы.

            В. Иногда я могу утешать других и пытаться сохранить с ними отношения.

  1. А. Иногда я избегаю занимать позицию, ведущую к конфронтации.

            В. Я готов кое в чем уступить оппоненту, если он тоже мне уступит.

  1. А. Я предлагаю вариант «ни вам, ни нам».

            В. Я настаиваю на принятии моих условий.

  1. А. Я излагаю оппоненту мои соображения и интересуюсь его идеями.

            В. Я пытаюсь продемонстрировать оппоненту логичность и выгоду принятия моих условий.

  1. А. Иногда я могу утешать других и пытаться сохранить с ними отношения.

            В. Я пытаюсь сделать все возможное, чтобы избежать ненужного обострения в отношениях.

  1. А. Я стараюсь щадить чувства других.

            В. Я пытаюсь убедить оппонента в выгодности принятия моих условий.

  1. А. Обычно я твердо настаиваю на своем.

            В. Я пытаюсь сделать все возможное, чтобы избежать ненужного обострения в отношениях.

  1. А. Я позволяю оппоненту придерживаться своего мнения, если ему от этого лучше.

            В. Я согласен кое в чем уступить оппоненту, если он тоже кое в чем мне уступит.

  1. А. Я пытаюсь сразу же, открыто, обсудить все интересы и спорные вопросы.

            В. Я пытаюсь отложить принятие решения, чтобы иметь время тщательно его обдумать.

  1. А. Я пытаюсь сразу же обсудить противоречия.

            В. Я пытаюсь найти справедливое сочетание из выгод и уступок для каждого из нас.

  1. А. При подготовке к переговорам я стараюсь учитывать интересы оппонента.

            В. Я больше склонен к непосредственному и открытому обсуждению проблемы.

  1. А. Я стараюсь найти позицию, находящуюся между позицией оппонента и моей.

            В. Я настаиваю на своих интересах.

  1. А. Очень часто я стараюсь удовлетворить все интересы, свои и оппонента.

            В. Иногда я предоставляю право решать проблему другим.

  1. А. Я стараюсь пойти навстречу оппоненту, если его условия слишком для него много значат.

            В. Я пытаюсь склонить оппонента к компромиссу.

  1. А. Я пытаюсь продемонстрировать оппоненту логичность и выгоду принятия моих условий.

            В. При подготовке к переговорам я пытаюсь учитывать интересы оппонента.

  1. А. Я предлагаю вариант «ни вам, ни нам».

            В. Я почти всегда пытаюсь удовлетворить все пожелания, как свои, так и оппонента.

  1. А. Иногда я избегаю занимать позицию, ведущую к конфронтации.

            В. Я позволяю оппоненту придерживаться своего мнения, если ему от этого лучше.

  1. А. Обычно я твердо стою на своем.

            В. При выработке решения я постоянно ищу помощи со стороны других.

  1. А. Я предлагаю вариант «ни вам, ни нам».

            В. Я чувствую, что различия в позициях не всегда стоят того, чтобы о них беспокоиться.

  1. А. Я стараюсь щадить чувства других.

            В. Я всегда стараюсь найти решение проблемы совместно с оппонентом.

 

Подсчет баллов для определения стиля поведения

в ситуации конфликта по методу Томаса-Килмана

 

№ п/п Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
1.              А Б
2.              Б А
3.              А Б
4.              А Б
5.              А Б
6.              Б А
7.              Б А
8.              А Б
9.              Б А
10.          А Б
11.          А Б
12.          Б А
13.          Б А
14.          Б А
15.          Б А
16.          Б А
17.          А Б
18.          Б А
19.          А Б
20.          А Б
21.          Б А
22.          Б А
23.          А Б
24.          Б А
25.          А Б
26.          Б А
27.          А Б
28.          А Б
29.          А Б
30.          Б А
Итог

 

Обработка результатов

 

            Подсчитайте количество букв, обведенных в каждой колонке, и укажите полученную цифру в строке «Итог». Теперь Вы видите, сколько баллов Вы набрали по каждой стратегии. Максимальное количество баллов указывает, какой стиль поведения характерен для тестируемого в ситуации конфликта.

С.А. Вецкая, ведущий специалист,

методист отдела психолого-методического

сопровождения

Начальник отдела ПМС         Г.Б. Колимбет