Феномен суицида несовершеннолетних

     Одна из острых проблем любого современного общества – проблема аутоагрессивного поведения, в том числе суицидов. Статистика показывает неутешительные данные, что большая часть самоубийств приходится на подростковый возраст. В переходном периоде дети более остро и идеалистически относятся к любым ситуациям.

     Многие взрослые не понимают того, что происходит в душе у подростка, какие мотивы им движут, что для него важно и ценно, склонность оценивать всё с высоты своего возраста и опыта затрудняет понимание подростка. Но самое грустное в этой ситуации – это то, что зачастую подростки и сами себя не понимают. Гормональная перестройка организма, поиск себя и своего места в мире, внутриличностные конфликты, чувство одиночества, необходимость планировать своё будущее в условиях полной неизвестности, большие нагрузки в учёбе, борьба за успех среди сверстников – всё это становится их постоянными спутниками. Прибавьте к этому «фону» первый опыт отношений и их разрыва, семейные сложности, проблемы в школе, и вы почувствуете, с какими трудностями сталкиваются подростки.

     К сожалению, иногда этих трудностей оказывается так много, а сил на сопротивление им так мало, что это ведёт к печальным последствиям. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации, могут помочь избежать трагедии.

     На сегодняшний день тестовые методики, опросники и анкеты являются одними из наиболее распространенных диагностических инструментов, используемых при оценке суицидального риска.

Тест суицидального поведения (автор М.В. Горская)

     Цель: выявить склонность индивида к суицидальному поведению.

     Форма проведения: индивидуальная или групповая. Время проведения: 30-45 минут. Возраст: с 14 лет.

     Инструкция испытуемому: «Сейчас будут зачитаны утверждения, против каждого из них вы поставьте оценку по такому принципу: если утверждение вам подходит, ставьте оценку 2, если не совсем подходит – ставьте оценку 1, если совсем не подходит – ставьте 0».

Бланк опросника

  1. Я часто не уверен в своих силах.
  2. Нередко мне кажется безвыходным положение, из которого можно было бы найти выход.
  3. Я часто оставляю за собой последнее слово.
  4. Мне тяжело изменять свои привычки.
  5. Я часто краснею из-за пустяков.
  6. Неприятности меня часто огорчают, и я падаю духом.
  7. Нередко в разговоре я перебиваю собеседника.
  8. Мне тяжело переключиться с одного дела на другое.
  9. Я часто просыпаюсь ночью.
  10. При больших неприятностях я беру вину на себя.
  11. Меня легко раздражать.
  12. Я очень осторожный по отношению к изменениям в моей жизни.
  13. Я легко впадаю в отчаяние.
  14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
  15. Мне приходится часто делать замечание другим.
  16. В споре меня тяжело убедить.
  17. Меня волнуют даже мнимые неприятности.
  18. Я часто отказываюсь от борьбы потому, что считаю ее напрасной.
  19. Я хочу быть авторитетом для окружения.
  20. Нередко у меня не выходят из головы мысли, которых следовало бы избегать.
  21. Меня пугают трудности, с которыми я буду встречаться в жизни.
  22. Нередко я чувствую себя беззащитным.
  23. В каком-нибудь деле я не удовлетворяюсь малым, а хочу достичь максимального успеха.
  24. Я легко сближаюсь с людьми.
  25. Я часто обращаю внимание на свои недостатки.
  26. Иногда у меня бывает подавленное настроение.
  27. Мне тяжело сдерживать себя, когда я сержусь.
  28. Я сильно волнуюсь, если в моей жизни неожиданно что-то изменяется.
  29. Меня легко убедить.
  30. Я чувствую растерянность, когда у меня возникают трудности.
  31. Мне больше нравится руководить, а не подчиняться.
  32. Нередко я проявляю упрямство.
  33. Меня волнует состояние моего здоровья.
  34. В тяжелую минуту я иногда веду себя как ребенок.
  35. У меня резкая жестикуляция.
  36. Я неохотно иду на риск.
  37. Я тяжело переношу время ожидания.
  38. Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки.
  39. Я мстителен.
  40. Меня огорчают даже незначительные нарушения моих планов.

 

Обработка результатов:

 

I. Шкала тревожности: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37.

II. Шкала фрустрации: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38.

III. Шкала агрессии: 3, 7, 11,15,19. 23, 37, 31, 35, 39.

IV. Шкала ригидности: 4, 8,12, 16, 20, 24, 28, 32, 26, 40.

 

Интерпретация: Для каждой группы количество баллов возможно от 0 до 20.

  1. Шкала тревожности определяет уровень способности индивида к ощущению тревоги.

0-7 баллов – низкий уровень тревожности;

8-11 баллов – средний уровень тревожности;

12-16 баллов – высокий уровень тревожности;

17 баллов и больше – очень высокий уровень тревожности.

  1. Шкала фрустрации определяет показатель психического состояния, которое возникает из-за реальных или мнимых препятствий, которые мешают достижению цели.

0-7 баллов – низкий уровень фрустрации;

8-9 баллов – средний уровень фрустрации;

10-15 баллов – высокий уровень фрустрации;

16 баллов и больше – очень высокий уровень тревожности.

  1. Шкала агрессии определяет повышенную психологическую активность, стремление к лидерству с применением силы по отношению к другим людям. Для суицидентов допускается снижение агрессивности от 10 до 0.

0-10 баллов – низкий уровень агрессивности;

11-12 баллов – средний уровень агрессивности;

13-16 баллов – высокий уровень агрессивности;

17 и больше – очень высокий уровень агрессивности.

  1. Шкала ригидности – затруднения в изменении определенной деятельности в условиях, которые объективно нуждаются в изменении.

Для лиц с суицидальным поведением – 13 баллов и выше.

0-10 баллов – низкий уровень ригидности;

11-12 баллов – средний уровень ригидности;

13-16 баллов – высокий уровень ригидности;

17 баллов и выше – очень высокий уровень ригидности.

            Психолог сопоставляет все баллы по 4-м шкалам. После чего получает показатель склонности к суицидальному поведению.

0-38 баллов – уровень склонности к суицидальному поведению низкий;

39-15 баллов – уровень склонности к суицидальному поведению находится в норме;

46 баллов и больше – уровень склонности к суицидальному поведению высок, нужна коррекционная работа.

Малишевская Я.В.,

ведущий специалист,

методист отдела психолого-

методического сопровождения

Начальник отдела          Г.Б. Колимбет

психолого-методического

сопровождения