«О чем говорят детские рисунки?»

     Рассматривая рисунки ребенка и наблюдая за ним в процессе рисования, можно узнать о его внутреннем мире, настроении, отношении к разным людям, самооценке и многом другом. Существует два рода показателей, которые являются объектом внимания психологов и подлежат интерпретации: первые связаны с тем, что нарисовано – содержательные признаки рисунка, вторые – с тем, как нарисовано – структурные и формальные признаки рисунка.

     При рассмотрении рисунка ребенка в первую очередь родителям можно обратить внимание на следующие аспекты.

     Размер рисунка. Как правило, дети, тревожные и с заниженной самооценкой, рисуют в нижнем краю листа мелкие фигурки, даже после завершения работы на листе остается много свободного места. Дети с завышенной самооценкой рисуют в верхней части листа и преимущественно крупные фигуры. Об эгоцентричности ребенка могут свидетельствовать очень крупные фигуры, занимающие весь лист и не вмещающиеся в его границы.

     Характер нажима. Некоторые дети рисуют так, что карандаши и бумага «трещат». Чрезмерный нажим может свидетельствовать о внутреннем напряжении ребенка, он явно сдерживает много негативных эмоций. А бывает наоборот, дети еле касаются бумаги карандашом, линии у них получаются тонкие, едва заметные. На их рисунках могут быть не соединены все части фигур, например, ноги могут только подходить к туловищу, но не касаться его. Часто так рисуют дети тревожные, у которых не в порядке отношения в семье. Очень слабый нажим на карандаш, нечеткость линий у детей старше 5-6 лет, неспособность закрасить область внутри замкнутой линии, штриховка, выходящая далеко за контур или значительно не доходящая до контура, может указывать на имеющиеся неврологические нарушения, патологии зрения или опорно-двигательного аппарата, недостаточное развитие мелкой моторики. Родителям в таком случае стоит обратиться к педиатру и неврологу.

     Выбираемые цвета. Использование в рисунке ярких цветов говорит о благоприятном эмоциональном фоне, а темных – о сниженном настроении. Показательно, например, когда ребенок рисует всех членов семьи одним цветом, а кого-то выделяет другим. 

      Попросите своего ребенка нарисовать что-нибудь. Например, свою семью, не перечисляйте членов семьи, не помогайте, не мешайте ему и наблюдайте: кого он нарисовал первым? – это самый значимый для него человек; кто ближе всех к нему самому? – с этими людьми он в более близких отношениях; кто дальше всех? – с тем у ребенка самые холодные отношения и т. д.

     Показательным является, если ребенок пропустил кого-то из членов семьи, забыл нарисовать. Очень часто маленькие дети пропускают своих младших братьев и сестер – ревнуют, при этом, если спросить их, почему не нарисовал, они часто отвечают – потому что он или она гуляет на улице, спит и т. д.

     Бывает так, что дети не рисуют сами себя, и это является тревожным знаком. Как правило, происходит это тогда, когда дети не чувствуют себя в семье важными и значимыми. Если дети пропускают кого-то из родителей –это можно интерпретировать по-разному: пропущенный член семьи уделяет мало внимания ребенку, или он боится этого родителя, психологически хочет исключить его из своего мира.

     Важно также смотреть на сами фигуры. У всех ли есть глаза, уши, носы, рты, руки, ноги. Отсутствие рта и рук у какой-то фигуры может говорить о ее бесправности в семье. Резко очерченный рот с зубами – об агрессивности. Сильно прорисованные глаза, особенно с яркими зрачками – о страхе. Важно и нужно расспрашивать самого ребенка об особенностях рисунка. Так, например, мальчик 8 лет, на вопрос: почему на его рисунке семьи у брата самые длинные руки, ответил – потому что он дерется. Часто пейзажи с лесом, лужайкой или улицей без людей могут сигнализировать об одиночестве детей и проблемах в общении. Если ребенок рисует безлюдные пейзажи, скорее всего, у него не ладятся отношения со сверстниками.

     Иногда рисунок может стать для родителей сигналом, что с ребенком не все в порядке и стоит обратиться к психологу или к врачу.

     Например, дети могут рисовать разделенные на части фигуры, в которые встроены дополнительные технические предметы, руки и ноги не присоединены к туловищу, части тела как будто не связаны между собой. Ребенок не может нарисовать цельный рисунок человека. Это может говорить о личностном расстройстве или психических нарушениях.

     На рисунке ребенок изображает внутренние органы. В расчет можно не брать изображения «сердечек». Однако, если ребенок часто и подробно рисует внутренние органы, родителям стоит проконсультироваться у психиатра.

     На рисунках полностью отсутствуют люди и животные, а присутствуют только неодушевленные предметы или абстракции. Это может оказаться как признаком сложностей в общении и построении отношений, так и признаком неврологических нарушений, к примеру, аутистического спектра.

     Акцент на агрессии. Большие зубы у животных, стреляющее оружие в руках у людей, изображение взрывов, страдающих людей и животных, разрушенных зданий, острые стрелы, направленные на человека. Большое количество красного и черного цвета на рисунках. Это может означать и сильный страх, и скрытую или открытую агрессию у ребенка, пережитое им насилие и след от сильно впечатлившей его ситуации или новости. На повышенную агрессивность может указывать наличие таких элементов в рисунке как особая прорисовка кистей рук, кулаки, оружие, злое выражение лица, подчеркнутые признаки силы и мужества. Изображение зубов и острых элементов указывает на склонность к вербальной агрессии (крики, угрозы, ругательства), агрессивные позы и поднятая вверх рука – о склонности к применению физической силы. В таком случае желательно проконсультироваться у детского психолога.

     Родителям нужно поговорить с ребенком спокойно, спросить, что изображено на его рисунке и что чувствуют персонажи, что там произошло и почему? И как он себя чувствует после рисунка? Что его пугает или злит?

     Хочется предостеречь родителей от поспешной интерпретации детских рисунков и тем более постановки диагнозов. Хотя, на первый взгляд, в психологии детского рисунка разобраться несложно, существует множество нюансов, о которых знают только специалисты.

     Детский рисунок  это всегда хороший повод для теплой беседы. Родителям нужно почаще говорить с ребенком о его чувствах и переживаниях, мыслях и эмоциях, мечтах и вдохновении. Так, ребенок учится не только строить предложения и развивает речь, но и учится быть в контакте с собой, осознавать собственные эмоции и управлять ими. Дети в рисунках пытаются понять свои внутренние переживания. И только от родителей зависит, сможет ли ребенок принять и правильно осмыслить жизненные ситуации и себя в этом мире.

 

Список литературы

 

  1. Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. СПб.: Речь. 2006.
  2. Хоментаускас Г.Т. Использование детских рисунков для исследования семейных отношений. Вопросы психологии. 2014.
  3. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. М.: изд. ц. «Академия»,

 

Ведущий специалист, психолог

отдела работы с приемными семьями                                                                        

ГКУ КК «Краевой методический центр»          С.Н. Катичева

Начальник отдела работы

с приемными семьями          Н.И. Некрасова