Основные требования к современному руководителю организации социального обслуживания

     Трансформация требований к профессиональным качествам руководителей организаций социального обслуживания обусловлена тем, что в условиях перехода российского общества на путь устойчивого развития стратегическими задачами становятся активизация «человеческого фактора» и оптимизация использования профессионально подготовленных руководителей социальной сферы. В условиях государственного реформирования социальной сферы формируется насущная потребность в качественно новом подходе к управлению персоналом.

     При этом важно иметь в виду, что в основе эффективного управления лежит качество работы, уровень квалификации, профессионализм
и социальная ответственность руководителей всех звеньев.

     Руководитель – должностное лицо, направляющее и координирующее работу исполнителей, которые обязаны ему подчиняться в рамках, установленных полномочиями.

     В управлении организацией социального обслуживания исследователи выделяют три типа руководителей: высшего, среднего и низшего звена, которые отличаются структурой выполняемых функций, объемом полномочий и возможностей. Руководитель любого звена должен нести персональную ответственность за функционирование службы, определять целеполагание и мотивировать коллектив на достижение качественного результата.

     Можно определить несколько основных качеств современного руководителя организации социального обслуживания, которые являются залогом его эффективности:

  • социальная направленность деятельности и способность к адаптации в условиях меняющейся социальной политики;
  • владение системой знаний, не ограничивающейся сферой непосредственной деятельности. Современному руководителю необходима комплексная эрудированность, в том числе в смежных сферах;
  • организаторские способности, а именно – умение спланировать совместную работу для достижения поставленных целей. Социальное обслуживание – субъектная сфера, непосредственными элементами которой являются люди, как наивысшая ценность профессиональной деятельности руководителя;
  • умение делегировать полномочия, поощрять инициативу, не забывая про пассивный контроль и курирование. Многие руководители, обладая высокой степенью личной ответственности, предпочитают особо ответственные задания выполнять сами. Такой подход может привести к снижению той же ответственности у подчиненных, спаду инициативности, низкой заинтересованности результатами труда. В то время, как одна из основополагающих функций руководителя – развивать творческую инициативу работников, поддерживать их в начинаниях, способствующих повышению качества оказываемых населению услуг;
  • высокие моральные качества – объективность и справедливость в оценке сотрудников, гуманность, чуткость, тактичность, честность. Руководитель организации социального обслуживания – это не только пример высокого профессионализма, но и морально-нравственный ориентир для всего коллектива. Сопричастность жизни коллектива, заинтересованность не только в профессиональных успехах работников, но и в жизни их семей способна в значительной степени повысить неформальный авторитет руководителя в глазах коллектива. В целом, умение поддерживать свой авторитет в коллективе – центральное умение руководителя. Высокий профессионализм руководства зиждется на сочетании формального и неформального авторитета у подчиненных;
  • характер руководителя проявляется в стиле руководства и дает вектор поведения всему коллективу. Некорректное, грубое, вспыльчивое поведение руководителя способно значительно снизить продуктивность работы в коллективе;
  • эмоционально-волевые и интеллектуальные качества руководителя влияют на стиль управления, помогают оперативно реагировать на изменяющуюся действительность. Социальное обслуживание – сфера деятельности, не терпящая стагнации, она динамично развивается, тем самым требуя от руководства адекватной реакции на происходящее.

     Современные сложные социальные условия требуют от человека, претендующего на руководство, высокого и гармоничного развития характерологических и интеллектуальных качеств. Процесс саморазвития и самосовершенствования не должен прерываться никогда, вне зависимости от стажа и опыта руководителя

     Таким образом, современный уровень развития общества ставит высокие требования к современной организации социального обслуживания, ее руководителю, к системе управления персоналом. Каждый, кто работает в организации социального обслуживания, должен осознавать, что он является активным участником государственной социальной политики, профессионалом, гражданином государства, способствующим социальной сплоченности народов России, ее национальной безопасности и идентичности.

 

Статья подготовлена с использованием литературы

 

  1. Зайцев, Д.В. Организация, управление и администрирование в социальной работе / Д.В. Зайцев. – М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2016. – 264 c.
  2. Зарецкий, А.Д. Менеджмент социальной работы / А.Д. Зарецкий. – М.: Гостехиздат, 2015. – 192 c.
  3. Комарова, Е.И. Менеджмент социальной работы / Е.И. Комарова. – М.: Книга по Требованию, 2016. – 288 c.

Кондратенко Е.В.,

главный специалист

отдела повышения квалификации