Профилактика суицидального поведения

     Нельзя с точностью установить, сколько незавершенных попыток суицида приходится на одну удавшуюся, однако, если речь идет про подростков, приводят цифру в 100-200 человек (О.В. Вихристюк, 2013). Каждые 40 секунд в мире происходит одно самоубийство. Возраст от 15 до 19 лет – переход от подросткового периода
к юношескому – считается одним из самых опасных с точки зрения суицидального риска, что обусловлено его кризисной природой. Вместе с этим, наблюдается тенденция к «омоложению» суицидов – увеличению их частоты в детском и подростковом возрасте. В России в 2017 году частота завершенных суицидов среди детей 10-14 лет превысила среднемировой показатель в 2 раза. Среди подростков 15-19 лет эти цифры оказались на 13,5% выше, чем в мире. Таким образом, проблема суицидального поведения несовершеннолетних по-прежнему остается остроактуальной. Огромная роль в предотвращении таких трагических событий отводится профилактике.

     Принято разделять внутренние и внешние формы суицидального поведения. К первым относятся антивитальные переживания, пассивные суицидальные мысли, суицидальные замыслы, суицидальные намерения, а ко вторым – суицидальные попытки и завершенные суициды. Один из важнейших вопросов состоит в том, что стимулирует переход от мыслей к действию. Важнейшие факторы, согласно современным исследованиям – это опыт переживания насилия, эпизоды несуицидального самоповреждения, психологические травмы, боль (как душевная, так и физическая). Для того чтобы раздумывающий о самоубийстве человек оказался готов его совершить, нужно, чтобы он обладал сниженным страхом смерти, опытом переживания боли, был информирован о способах суицида и имел доступ к необходимым средствам. Эти данные должны учитываться при планировании профилактических и коррекционных интервенций.

     А.Б. Холмогорова и Н.Г. Гаранян разработали модель факторов суицидального риска у подростков, охватывающую уровни от общества в целом до отдельной личности.

     На макросоциальном уровне огромное значение имеет массовая алкоголизация, на уровне семьи – утрата близких, а также насилие и жестокое обращение. На межличностном уровне с суицидальным риском связаны проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и в школе. Такие личностные особенности, как перфекционизм, социальная тревожность и отсутствие эффективных способов совладания со стрессом, также вносят свой вклад (Сыроквашина К.В., 2017).

     Проведенные исследования (Банников Г.С. и соавт., 2015) говорят о том, что в процессе выявления подростков, находящихся в группе риска, необходимо обращать внимание как на актуальные факторы: наличие депрессивного состояния, переживание одиночества и безнадежности, агрессивность – так и на факторы, «создающие почву» для суицидального риска – особенности функционирования семейных систем и личностные особенности.

     Эффективность профилактических программ может быть достигнута благодаря учету данных современных научных исследований, посвященных суицидальному поведению, и опоре на комплексный подход, подразумевающий вовлечение в профилактику различных участников: детей, родителей, педагогов, социальных работников, психологов, психиатров, а также сочетание нескольких программ и сотрудничество между различными инициативами. В современном мире эффективная профилактика невозможна без использования цифровых технологий, особенно если она адресована таким активным пользователям интернета и смартфонов, как подростки и молодежь.

     Очень важно, чтобы профилактическая работа включала в себя не только исключение или минимизацию влияния факторов, повышающих суицидальный риск, но и развитие факторов защиты. Среди них выделяют, например, наличие актуальных жизненных ценностей, целей и любовь к жизни, наличие нереализованных планов (жизненных, творческих, семейных и др.), веру в возможность получить помощь, доступность социальной поддержки, в том числе со стороны семьи. Такие личностные факторы, как высокий уровень жизнестойкости, стабильная позитивная самооценка и развитые социальные и коммуникативные навыки также выступают в качестве антисуицидальных.

     Принято разделять первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная проводится среди широкой аудитории, и ее основная задача – свести к минимуму риск возникновения суицидальных намерений. Важнейшую роль в ней играет повышение осведомленности детей, подростков и молодежи о психическом здоровье, борьба со стереотипами и страхами, касающимися обращения за помощью, а также повышение ее доступности. Существуют как традиционные, так и инновационные модели профилактической работы, пример одной из таких – «Равный – равному». Она подразумевает подготовку волонтеров из числа самих молодых людей.

     На этапе первичной профилактики с целью выявления группы риска осуществляется скрининг-диагностика. При ее проведении могут быть использованы такие инструменты, как подростковый вариант «Шкалы депрессии А. Бека», опросник детской депрессии М. Ковак, опросник склонности к агрессии Басса-Перри, методика «Индекс хорошего самочувствия», Опросник суицидального риска А.Г. Шмелёва (модификация Т.Н. Разуваевой), Шкала одиночества Д. Рассела, М. Фергюссона
(Павлова Т.С., 2013; Вихристюк О.В., 2013).

     Суицидальные попытки, совершаемые подростками, чаще всего носят импульсивный характер, поэтому развитие у них навыков саморегуляции – это важная задача профилактики (Евсеенко Е.В. и соавт., 2020). Соответствующие методики представлены в различных психологических направлениях. В рамках арт-терапии предложено использование музыки как формы искусства, близкой и понятной подросткам и молодым людям. В книге Н.А. Сакович «Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков» описаны разнообразные техники сказкотерапии (Сакович Н.А., 2012).

     Одним из методов коррекции суицидального поведения является когнитивно-бихевиоральный подход, который строится на сочетании методов коррекции негативных убеждений и ошибок мышления и поведенческих техник. Вот некоторые из них: «за» и «против» – обсуждение доводов в пользу жизни и в пользу смерти, составление совладающей карточки с перечнем причин для продолжения жизни или «комплектов надежды» – подборок предметов, наполняющих желанием жить (фотографий, писем, музыкальных записей и т. д.), использование релаксации, когнитивной репетиции (мысленное помещение в обстоятельства, вызывающие негативные эмоции, и поиск способов их преодоления) (Бек А. и соавт., 2003; Холмогорова А.Б., 2016).

     Вторичная профилактика адресована людям, включенным в группу риска и всерьез раздумывающимся о самоубийстве, и ее основной формат – оказание кризисной помощи. В книге Эдвина Шнейдмана «Душа самоубийцы» раскрывается метод потенциальной помощи потенциальному суициденту при помощи расширения его поля зрения и демонстрации наличия альтернатив. Очень важно все суицидальные мысли и попытки со стороны подростка рассматривать как реальную угрозу – в этом возрасте разница между истинным и демонстративно-шантажным суицидальным поведением условна.

     Наконец, третичная профилактика проводится с выжившими суицидентами и их родственниками и близкими, также нуждающимися в помощи и поддержке, и ее задача – предотвращение повторных попыток и реабилитация. На этапах вторичной и третичной профилактики при работе с человеком, имеющим риск суицида, может быть эффективно использован т. н. «план безопасности» – своеобразная «инструкция по предотвращению суицида», к которой человек может обратиться в случае кризиса (Холмогорова А.Б., 2016). План безопасности должен включать шесть частей:

     1) описание сигналов (триггеров), предупреждающих о возможности суицида;

     2) совладающие приемы, которые может использовать сам подросток;

     3) список людей, с которыми ребенок может связаться для открытого обсуждения своего кризиса;

     4) список людей, которые могут помочь несовершеннолетнему справиться со своим состоянием без сообщения им деталей происходящего;

     5) информация о контактах для неотложной помощи (лечащий специалист, горячая линия и т. д.);

     6) план переключения – отказ от установки на уход из жизни.

     Подростки получают инструкцию сверяться со своим планом, как только они заметят предупреждающие сигналы, и двигаться от одного пункта к другому, если выполнение предшествующего не дало результата.

     Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что нормализация ситуации в ближайшем социальном окружении подростка – важная мишень для предотвращения нового кризиса. Специалисты утверждают, что работа с семьей на основе системного подхода, как правило, является необходимой при работе как с острым, так и с хроническим суицидальным поведением.

Список использованной литературы

  • Аксюта А.В. Современные направления психологической профилактики суицидального поведения подростков // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2015. Том 24. № 2. с. 127–132.
  • Банников Г.С., Вихристюк О.В., Федунина Н.Ю. Применение технологии выявления факторов риска развития суицидального поведения среди подростков и молодежи // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 4. с. 91–101.
  • Банников Г.С., Павлова Т.С., Кошкин К.А., Летова А.В. Потенциальные и актуальные факторы риска развития суицидального поведения подростков (обзор литературы) // Суицидология. 2015. Том 6. № 4 (21). с. 21–32.
  • Бебчук М.А., Басова А.Я., Безменов П.В., Рытик Э.Г., Северина Ю.В.,
    Залманова С.Л. Особенности суицидального поведения подростков: в помощь работнику образовательной организации. Методические рекомендации / ГБУЗ «НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ». М.: 2019. – 40 с.

 

Малюкова Д.А.,

ведущий специалист, психолог

отдела консультативно-психологической

помощи по телефону

Начальник отдела консультативно-

психологической помощи по телефону          Н.С. Белая