«Буллинг: как защитить ребенка от травли?»

      По статистике детского омбудсмена Анны Кузнецовой, количество полученных жалоб на травлю учеников со стороны других учащихся и учителей от несовершеннолетних за 2019 год выросло на 14,5%. Как показывает практика, чаще всего травле подвержены дети из приемных семей.

      Что делать родителю, если ребенок сообщил о том, что он подвергается издевательствам, буллингу?

      Самое важное – показать ему, что он не один, поддержать его. Постарайтесь мирно обсудить с ним, что происходит, узнать как можно больше информации, постараться определить причины, имена обидчиков. Возможно обращение к психологу, он даст рекомендации не только ребёнку, но и взрослому.

      Если имеются какие-либо свидетельства, доказательства об издевательствах (видео, фото, побои) – необходимо довести до сведения директора школы и классного руководителя, чтобы они понимали масштаб происходящего.

      Бывает так, что единственным верным и правильным вариантом решения проблемы буллинга является перевод в другую школу. В этом случае также важно, чтобы с ребенком поработал психолог, который поможет справиться с нанесенной буллингом психологической травмой и помочь с вхождением в новый коллектив.

      Как защитить ребенка от травли?

       1-й метод. «Коллекция достоинств». Когда кто-то проявляет по отношению к ребенку агрессию, физически или морально, у него серьезно падает самооценка. Поэтому один из способов помочь ему – составить список хороших качеств, которые выделят его из толпы. Если ребенок знает свои достоинства, у него нет внутренней тревожности – «я ничего не значу, не умею…», а уверенность влияет на его поведение в конфликтных ситуациях.

      2-й метод. Соблюдать принцип непроницаемой стены. Мы говорим ребенку: представь, что ты окружен непроницаемой стеной. Там, за ней, кто-то кричит, шумит, а ты как будто его не слышишь. Можешь даже засунуть в уши наушники и делать вид, будто слушаешь классную музыку (этот совет могут использовать только те дети, у которых хорошая выдержка).

      3-й метод. «Проблемы обидчика». Предложите ребенку представить, что говорит обидчик, относится не к тебе, а к нему, к личным проблемам забияки, потому что человек, у которого порядок в голове, вряд ли так себя будет вести. И ребенок начинает видеть и оценивать ситуацию по-другому, и даже его организм начинает издавать другие запахи! Ведь если заглянуть в психофизиологию, когда человек напрягается, у него появляется запах пота. Если он постоянно в напряжении, то и запах с ним постоянно. Вы же знаете: если человек боится собаки, она это чувствует. Так же и в мире людей. На уровне законов природы мы все едины.

      4-й метод. «Техника толстокожего слона». Учимся самовнушению: «Я слон, я толстокожий, и все обидное, что мне говорят, отскакивает от меня как мячик». Не зацикливаться на обиде. Чем больше жертва расстраивается, тем интереснее тирану.

      5-й метод. Научите детей парировать выпады. Например, обидчица в школе говорит однокласснице: «ты страшная», а та в ответ: «а ты такая милашка». Обидчица ей: «ты дура», а та – ей: «тебе видней, ты умная»… Смысл этих методов – толстокожести, парирования – в том, чтобы не дать словам обидчика проникнуть на вашу территорию. Как только позволили это, вы начинаете в сказанное верить и тоже становитесь невольным игроком в буллинг.

      6-й метод. Играть с детьми в настольные, командные игры. Чтобы им был важен сам процесс игры, а не возможность выиграть.

      7-й метод. Дайте ребенку реализовать себя, тренировать его сильную сторону. Например, кружки, в которых он будет самоутверждаться, где у него будет расти самооценка.

      Постарайтесь объяснить ребёнку, что преследователи рассчитывают на панику жертвы, на проявление у неё психологической слабости, состоящей в плаче, жалобах, истерических вспышках. Демонстрация самодостаточности, достоинства и невозмутимости быстро усмиряет инициаторов. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы решить проблему буллинга, ведь преследователями движет низкая самооценка и желание повысить её за счёт жертвы.

Ведущий специалист, методист отдела работы с приемными семьями     Е.А. Ёлшина