Арт-терапия в работе специалистов социальной сферы

     Арт-терапия – один из самых удивительных методов работы, открывающий безграничные возможности перед личностью на пути познания себя. Ведь цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания на символическом уровне. У каждого специалиста, применяющего арт-терапию в работе с получателями социальных услуг, свои методы. Любой творческий инструмент превращается в инструмент работы специалиста социальной сферы.

     Специалисты выделяют диагностическую арт-терапию, которая помогает выявить проблему, и ресурсную арт-терапию, которая дает возможность каждому, обратившемуся за помощью, опереться на дополнительные внешние и внутренние ресурсы. Все ответы внутри нас и творчество замечательно помогает в этом.

     Представленное ниже упражнение можно использовать как в диагностике, так и в работе с ресурсами получателя социальных услуг.

Упражнение «Портрет ладони»

 

     Цель: диагностика особенностей личности, развитие когнитивных процессов, коммуникативных навыков, позитивного самовосприятия.

     Возраст: начиная с несовершеннолетних от пяти лет и далее без ограничений.

     Формат: индивидуальный или групповой работы.

     Время: 20 минут.

     Материалы для творчества: лист белой бумаги для каждого участника, краски, кисточки, карандаши, пишущие ручки, восковые мелки.

     Инструкция: участнику/участникам предлагается на листе бумаги обвести контур своей ладони, а затем раскрасить её, либо раздать готовые шаблоны контура ладони каждому участнику и попросить раскрасить их.

     Вопросы для рефлексии:

  1. Вам нравится рисунок?
  2. Если не нравится, то почему?
  3. Что хотелось бы изменить?
  4. Составьте рассказ о вашей ладони от третьего лица, отвечая на следующие вопросы:
  • Чья это ладонь?
  • Сколько лет ее владельцу (владелице)?
  • Какая она?
  • Что она умеет делать?
  • Что не умеет, но хотела бы научиться?

     Упражнение «Портрет ладони» можно модифицировать, например, попросить участника/участников раскрасить заготовленные шаблоны контура ладони (внешняя и внутренняя сторона ладони) или обвести и раскрасить контуры обеих ладоней. Важно только понимать цель, которую необходимо достигнуть в процессе психологического консультирования и личностные ресурсы обратившегося за помощью, т.к., например, в силу физических возможностей не все могут взять в руки кисть или ухватить карандаш, например, при работе с получателями социальных услуг с ограниченными возможностями здоровья.

Томенко С.С. – ведущий

специалист, методист отдела

психолого-методического

сопровождения

Начальник отдела          С.В. Кривотурова